Марина Усенко
Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Усенко Марина Сергеевна
педагог - психолог
МОУ «Стрелецкая СОШ»
Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста в современном мире
В последнее время тема агрессии и агрессивности стала широко обсуждаемой, поэтому среди педагогов и психологов проводится множество конференций и собраний по данной теме. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований. В современном мире молодое поколение заражается агрессией с огромной скоростью. Вопрос о решении данной проблемы стоит уже в начальной школе. Это одна из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Самое страшное заключается в том, что с каждым новым поколением эта проблема возрастает и со временем может перейти из социальной патологии в социальную норму. В связи с этим данная тема, несомненно, является актуальной.
Публикация «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста в современном мире» размещена в разделах
Агрессивность современного ребёнка создаёт определённые трудности, как для самого ребёнка, так и для его окружения – родителей, педагогов, сверстников. Эта проблема сказывается на его взаимоотношениях с окружающими людьми, а также оказывает влияние на развитие всей его личности.
В настоящее время имеется достаточное количество теоретических и практических психолого-педагогических разработок в области изучения агрессивного поведения школьников. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова, Н. Л. Кряжева, К. Фопель, А. Г. Лидерс, Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, Т. А. Комиссаренко, Н. Д. Левитон, М. М. Кольцова, Р. В. Овчарова, Т. П. Смирнова, Г. Э. Бреслав, С. Л. Колосова, Н. М. Платонова, А. В. Ковальчук, О. А. Карабанова, и др.
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении многих лет в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Трактовка данного термина в разные периоды была неодинаковой.
В переводе с латинского слово «агрессия» - «agressio» означает «нападение», «приступ».
По мнению А. Басса, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
В психологическом словаре мы нашли следующее определение данных терминов: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.)». «Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное».
Агрессивность в определенных рамках необходима человеку. Она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения поставленной цели. Агрессивность в рамках нормы играет важную роль в период адаптации ребенка к новой обстановке. Но агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать отрицательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, плаксы не способного постоять за себя. В крайних случаях это может привести к деструктивному поведению в отношении окружающих людей, даже тех, которых ребенок любит.
В научной литературе по данной теме предлагаются разные классификации агрессии. Самая распространенная классификация предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Относительно данной классификации, существует пять видов агрессии :
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица (драки);
2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
3. Косвенная агрессия :
- направленная (сплетни, шутки);
- ненаправленная (крики в толпе, топанье ногами);
4. Раздражение (вспыльчивость, грубость);
5. Негативизм – оппозиционная манера поведения.
Доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, автор многих книг по детской психологии О. В. Хухлаева предлагает следующую классификацию агрессивности :
1. Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным;
2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность;
3. Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
Как правило, в жизни агрессия не встречается в каком-либо одном виде, чаще всего проявляется сочетание нескольких или даже всех видов агрессии.
Существуют разные теории появления агрессивности : биологическая причина и недостаточное или плохое воспитание. Спор на эту тему длится много столетий. Но всё же, основным социальным источником агрессивного поведения является семья. Это могут быть как прямые проявления агрессии в семье по отношению к ребёнку (насилие, оскорбления, критика, подавление личности, унижение, так и различные семейные факторы (недостаточные сплочённость семьи и близость между родителями и ребёнком, конфликтность, неадекватный стиль семейного воспитания, агрессия отца по отношению к матери, недостаточное внимание в воспитании ребёнка и др.). Детям свойственно воспроизводить такие взаимоотношения, которые они наблюдают у родителей по отношению друг к другу. Доказано, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но также способствует развитию склонности к насилию в зрелом возрасте и превращает физическую агрессию в жизненный стиль поведения личности. Но не всегда получается проследить точное происхождение человеческой агрессии.
Выделяют множество факторов, влияющих на появление агрессивности :
1. Семья.
а) Стиль воспитания в семье:
- гиперопека,
- гипоопека;
б) Эмоциональная близость с ребенком;
в) Социально – культурный статус семьи и т. д.
2. Индивидуальные особенности человека.
a) Сниженная произвольность;
б) Низкий уровень активного торможения и т. д. ;
3. Сверстники.
4. Средства массовой информации.
5. Нестабильная социально – экономическая обстановка.
Усвоение агрессивных реакций на своем опыте играет важную роль, но обучение этому через наблюдение оказывает большее воздействие. Ребёнок, ставший свидетелем насилия, открывает для себя новые грани агрессивного поведения, которые ранее отсутствовали в его поведении. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и чужой боли. В результате человек настолько привыкает к насилию, что перестает рассматривать его как неприемлемую форму поведения.
Современные научные исследования доказывают тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые на экранах телевизоров также способствуют повышению уровня агрессивности телезрителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что агрессивность детей является актуальной проблемой в современной жизни т. к. она носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей, но и создавая трудности для самого ребёнка. Геометрическая прогрессия, с которой возрастает агрессивность в современном мире, доказывает, что велика вероятность того, что в будущем агрессия может перейти из социальной патологии в социальную норму. В силу детского подражания и отсутствия другого жизненного опыта ребенок убеждается в том, что добиться цели наиболее просто путем агрессии.
Уже с самого раннего детства можно заметить у ребёнка агрессивные действия. Сначала агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми (вспышки раздражительности, злости или гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью).
В шесть-семь лет к инструментальной агрессии добавляется агрессия, направленная на другого конкретного человека. Форма агрессии меняется, вместо физического нападения чаще проявляется психологическая атака (критика, оскорбление, унижение).
Главную роль в формировании агрессивного поведения детей играют обучение и воспитание. Первое место в этом процессе занимает семья. Поэтому работу по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.
Основные факторы, которые определяют семьи «группы риска» по данной проблеме:
- конфликтная обстановка в семье;
- частая смена опекающих лиц;
- воспитание отчимом, мачехой или в детских интернатах;
- воспитание одинокой работающей матерью при отсутствии других опекающих лиц;
- педагогическая запущенность;
- хаотичность и непоследовательность тактики воспитания;
- злоупотребление детьми;
- агрессивное и жестокое обращение родителей;
Таким образом, проанализировав все факторы, обусловливающие развитие агрессивного поведения, можно сделать вывод, что дети получают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Во многом агрессивное поведение детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. Во время общения и игры со сверстниками дети также могут научиться агрессивным реакциям (дразнилки, толкания, оскорбления). И конечно же, кроме реальных примеров из жизни, обучению и формированию агрессивных реакций служат модели поведения, представляемые средствами массовой информации
Список использованной литературы:
1. Бенилова, С. Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2007.-№ 1.-с. 68-72
2. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : Учебное пособие для специалистов и дилетантов. -СПб. : Речь, 2004. – 144 с.
3. Ватова, Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание. -2003 г. - №8. – с. 55-58.
4. Изотова, Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. -М. : Издательский центр «Академия».-2004.-288 с.
5. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков : учебное пособие / Н. М. Платоновой. -СПб. : Речь, 2006.-336 с.