Валентина Голубева
Приёмы развития речевого творчества у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Приёмы развития речевого творчества у детей.
В период дошкольного детства в мышлении происходит значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Публикация «Приёмы развития речевого творчества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Под влиянием взрослых дети начинают устанавливать причинно – следственные связи (потому что, оттого, что); делать первые обобщения (шапка, шуба, варежки – всё это зимняя одежда); сравнивать предметы (чем похожи, чем отличаются ложка столовая от чайной, варежка от перчаток).
К четырём годам собственное словесное творчество ребёнка, произношение им «лепых нелепиц» (спутник – путает, запутывает небо) становятся особенно интенсивными. Дошкольник творит, создаёт слова, он как бы играет, экспериментирует со словом, обследует его. Четырёхлеток недаром называют «почемучками». Все вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее обо всём узнать, всё постичь. Вопросы «зачем? Почему? Когда?» так и сыплются на взрослых. Почему идёт, когда дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, бывает завтра, откуда берутся реки, моря, дети и. т. д. Не отмахивайтесь шуткой или «вырастешь – узнаешь – ответ требуется сегодня». Да утомительно отвечать на вопросы детей. Но отвечать надо и отвечать терпеливо, серьёзно.
В повседневном общении с ребёнком мы обогащаем его словарь. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла заложенного в загадках, оказывается прекрасным средством обогащения словаря детей.
Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребёнком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа: («Что бывает лёгким, тяжёлым, узким, длинным, круглым, квадратным»).
Для закрепления названия овощей, фруктов, их качества, величины, вкуса можно в течении 7-10 минут играть в игру «Чудесный мешочек».
Можно загадать ребё нку загадки: «Без окон. Без дверей полна горница людей» Почему так говорится, что это за люди, где они живут? «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Что это?
Вовремя прогулки познакомьте ребёнка с названиями деревьев – сосна, ель, берёза, липа, клён. Предложите малышу: «Спрячься за сосну, а теперь за берёзу. Сравни сосну и берёзу, чем они похожи, чем отличаются. Как, одним словом назвать их?
Приведите пословицы и поговорки. Например: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Поспешишь – людей насмешишь». Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговорах с ребёнком.
Пусть ребёнок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей – А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, И. Никитина, С. Есенина и других. Читайте народные русские сказки, сказки других народов мира.
Хорошо, если вы приобретёте стихи, сказки, записанные на диски или кассеты. Ребёнок слушает их в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, что естественно, усиливает воздействие на его воображение, чувства выразительности речи.
Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описанные в нём природу, конкретную ситуацию, в которых действуют герои. Рассказывание одинаково трудно для 4-летнего и для 7-летнего ребёнка. Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам: «кого встретил колобок? Какую песенку спел?» и. т. д. Пересказывание знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов. Для развития мышления воображения можно использовать:
1. Придумать продолжение сказки.
2. Сочинить новые сказки, начало и конец, составить середину.
3. Придумать сказку наоборот (три медведя заблудились и попали к Маше домой)
4. Перевирание сказки.
5. В сказку попала волшебная палочка.
6. Внесение новой ситуации (выросла не волшебная яблонька, а как изменится сказка, если события будут происходить: весной, летом, осенью.
7. Придумать пароль.
8. Используя сюжет другой сказки составить новую.
9. Сочинение сериала про героя.
Овладеть умением пересказывать помогут постановки кукольного и настольного театра.
Развитию речи детей помогают картинки, рассказы по ним. Хорошо использовать наборы открыток, рисунки, из старых журналов, детских книг. Если картинка сюжетная, предложите план рассказа: «Сначала расскажи, как звери попали на полянку, потом о том, что есть на картинке».
Посмотри, как звери весело танцуют. Подумай, чем могло закончиться их веселье.
Хорошо, если вы записываете детские рассказы. Интересные рассказы могут получиться при составлении писем бабушке с дедушкой, другу или ребятам в детский сад во время болезни самого ребёнка.
Можно сделать альбом, куда вы будете записывать ребячьи рассказы. Разрешите ребёнку самому иллюстрировать его.
Всестороннее развитие ребёнка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребёнка с взрослыми. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык - важнейшее средство человеческого общения.