Валентина Алексеева
Консультация для воспитателей «Приёмы работы с календарём «Успех»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из форм совместной деятельности взрослых и детей предполагающей сотрудничество является пособие «Успех. Календарь» (Н. В. Федина, С. П. Максимова).
Работа с «Успех. Календарём» является одной из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также помогает детям приобрести первичные представления о российских и международных праздниках.
Публикация «Консультация для воспитателей „Приёмы работы с календарём „Успех“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
«Успех. Календарь» дополнен большим количеством ярких иллюстраций, что способствует развитию познавательного интереса у ребят.
Календарь состоит из 12 листов, фишек с изображением символов праздников (на магнитной основе) и методических рекомендаций. Дни месяца на плакатах-листах Календаря представлены не в виде привычной календарной сетки, а как игровая дорожка, движение по которой символизирует ход времени, «проживание детьми дней, недель, месяцев года.
На каждом плакате-листе Календаря изображены основные признаки не только соответствующего времени года, но и каждого месяца по направлениям: «Мир неживой природы», «Мир растений», «Мир животных», «Мир людей». Дни недели изображены разными геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, многоугольник, ромб).
«Успех. Календарь» выполняет следующие функции: ежедневного организационного момента, способствующего подготовке детей к восприятию образовательного материала и положительному отношению к нему;
Ежедневное использование календаря способствует решению задач психолого-педагогической работы :
1. Развивает мотивацию к образовательной деятельности.
2. Развивает психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.
3. Развивает творческие способности (содействует проявлению созидательной и творческой активности детей, в том числе в процессе интерактивной работы с Календарем).
Внесение календаря – плаката :
1. Первоначальное рассматривание:
• «Что за чудная дорожка? Не тропинка, не шоссе. Вся она как змейка вьётся. Состоит из… дети договаривают: «из геометрических фигур».Дид. упр-е «Назови, не ошибись» (дети перечисляют геометрические фигуры на «игровой дорожке времени»). Сколько фигур желтых? А сколько оранжевых? Почему? Подводим детей к мысли, что желтые фигуры – «будни – рабочие дни», а оранжевые – «выходные».
• «Внимательно посмотри – время года назови». Закрепление признаков времени года, изображенных на календаре – плакате.
• Отправляемся в путешествие – выбираем подходящий по сезону вид транспорта: «Я хотел бы поехать на… потому что…»
2. Рассматривание фишек с изображением символов – праздников. Вместе с детьми отбираем символы, относящиеся к праздникам в конкретном месяце. Коротко беседуем с детьми о предстоящем празднике. Устанавливаем фишки с символом праздника на конкретный день месяца.
3. Дидактическое упражнение «Посчитай» (Сколько дней осталось до праздника).
4. Внесение фишки – пустышки «Ура! Сегодня у меня день рождения у Саши!»
5. Моделирование препятствий и опасности, которые могут встретиться на пути, придумывание различных смешных ситуаций. Наклеивание соответствующего изображения.
6. Сравнение плакатов между собой. Нахождение сходство и отличие. Дид. упражнение «Что было, что будет?»
7. Дополнение календаря – плаката результатами собственных наблюдений «Мы сегодня наблюдали что увидели (удивило) – то зарисовали!» (на календарь помещаем небольшие рисунки детей с изображением дождя, снега, червяка)
Приёмы работы с календарё м со старшими дошкольниками:
1 этап. Определение состава картин.
Обязательно: земля – небо.
Может быть для старших: близко – далеко, слева – справа
Дорожка: предыдущий - следующий
Пользование термином «объект»
• Перечисление объектов,
• Моделирование объектов,
• Группировка по заданному признаку,
• Обобщение объектов,
Рефлексия (когда смотришь на картину, надо выделить объекты)
• Кто больше предметов увидит на картине?
• Кто самый внимательный?
• Охота за подробностями - наводим подзорную трубу и видим…
2 этап. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Волшебник «Объединяй» (- Мы с вами разобрали картину на множество объектов. Пришёл волшебник Объединяй (может быть, это художник) и объединил объекты) (Мальчик и валенки – мальчику тепло в валенках)
Алгоритм:
• Выделение 2-х объектов,
• Обоснование связей между ними,
• Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины,
• Рефлексия.
3 этап. Восприятие разными органами чувств картины.
Послушаем: как падают снежинки, как хрустит снег под ногами, шаги человека, шелест листвы, шорох ползущего червяка, хруст веток, упавших с дерева…
что громче звучит? Что ещё может звучать на картине?
Ощущаем лицом, руками (тактильные ощущения) : ветер, ветерок, листочек задел лицо, пролетая мимо, бабочка села на голову, снял валенки – ощущаю холод, ощущаю тепло руками в шерстяных варежках, когда я трогаю ветки руками, ощущаю… если поглажу белочку, ощущаю…
Осязание – понюхаем: я чувствую запах свежести от морозного воздуха, запах духов от девочки, приятный запах цветов, запах прелой листвы и др.
Алгоритм работы :
1. Вхождение в картину,
2. Выбор органа чувств,
3. Речевая зарисовка ощущений.
4 этап. Составление загадок и метафор по картине (действия, цвет, форма, размер, части, специфические характеристики)
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:
1. Выбор объекта,
2. Выбор модели загадки,
3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами,
4. Выбор наиболее удачных сравнений,
5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как, но не…»
5 этап. Преобразование объектов во времени
Объекты растительного мира – преобразование по линии изменения времён года,
объекты животного мира – преобразование в рамках суток,
объекты рукотворного мира – с момента появления до вторичного использования.
Выбирается объект, описывается его состояние в настоящее время, затем кем или чем был в прошедшем времени, кем или чем или каким будет в будущем.
Выбранный объект необходимо схематизировать отдельно на доске (листке) со стрелками влево – вправо. Придумать название рассказа-фантазии.
6 этап. Описание местонахождения объектов на картине.
Пространственная ориентировка. Переносить ориентировки 2-х мерного пространства в трёхмерное.
2-х мерное:
В левом верхнем углу, вверху, в правом верхнем углу
Слева, в центре, справа
В левом нижнем углу, внизу, в правом нижнем углу
3-х мерное:
Сзади (чего-либо, впереди, ближе – дальше, около, между, за, перед.
7 этап. Составление рассказов от лица разных объектов.
Перевоплощаться, составлять связный рассказ от первого лица.
Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь, опиши свои чувства и эмоции (грустный – весёлый, радостный – печальный, черты характера (добрый – злой, трудолюбивый – ленивый, вежливый – грубый, умный – глупый).
Как проявляются эти чувства и характер: улыбается, помогает, кричит, шепчет…
Брать на себя роль части объекта (для старших детей) Например: глаза мамы-кошки.
От простых эмоциональных характеристик (добрый – злой) к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный)
2 формы организации:
- коллективная: вся группа составляет рассказ от лица одного героя;
- подгрупповая: одна подгруппа про весёлого мальчика, другая про грустного;
- индивидуальная.
Выражаю благодарность Соломеиной Т. Г., старшему воспитателю МКДОУ «Сосновский детский сад», за оказанную помощь.