НАДЕЖДА ИЛЬИНА
Занятие по математическому развитию для старшей группы «Знакомство с календарём»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Расширять знания детей о видах календарей;
-Развивать логическое мышление, сообразительность. умение отвечать на вопросы полным предложением,
-Формировать у детей представления о взаимосвязи природных явлений с повседневной жизнью;
-Воспитывать у детей желание делиться своими впечатлениями о событиях происшедших с ними в повседневной жизни, коммуникативные качества личности детей, навыки культуры общения.
- Активизировать словарь: слева, справа, между.
Образовательные области:
Предварительная работа:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
-Внесение в познавательный уголок разных видов календарей;
-С- ролевые игры: «Книжный магазин», «Дом»;
-Д/И «Времена года»;
-Наблюдение на прогулке;
-Ручной труд «Мастерим календарь»;
-Просмотр презентаций: «Виды календарей», «Явление природы»;
-Драматизация отрывка к сказки С. Маршака «12 месяцев»;
-Работа с календарем природы;
-Рассматривание репродукций картин по теме «Времена года»;
- Пъесы- «Январь» Чайковского, «Времена года» Вивильди;
-Художественное творчество «Украшаем страничку календаря»;
-Чтение сказки «Двенадцать месяцев», стихотворений из книги С. Маршака «Круглый год»;
-Рассматривание детских энциклопедий.
Материал : разные виды календарей, листы бумаги для рисования, маленькие календари по количеству детей. Игрушка- Буратино. Интерактивная доска
Ход :
Доброе утро, дорогие ребята, дорогие гости! Я очень рада видеть вас!
(Дети стоят на ковре около педагога)
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут нашими помощниками.
Ой, ребята, кто это к нам пришел? Да это, Буратино. Что у тебя случилось?.
Буратино- Мне папа Карло сказал идти в школу, а я забыл когда.
- Проходи к нам Буратино, мы тебе поможем.
(Звучит музыка Чайковского «Январь»,дети садятся на пол, перед ними интерактивная доска)
Давным- давно, в далекой сказочной стране, жил- был мудрый, старый дедушка Год. (слайд №1)
И было у него четыре дочери. Звали их Зима, Весна, Лето, Осень. Все сестры были прекрасны и одна краше другой. Каждая умела творить и изменять все вокруг себя.
Самая старшая из сестёр – Зима. (слайд№2)
Любит она всё белоснежное, мягкое и пушистое. А вот характер у неё строгий. Не любит она, когда ей перечат, печей не топят, у огня не греются. Рассердится Зима, морозом так дыхнёт, что даже деревья трещат.
Весна – (слайд № 3) - младшая из сестёр, самая весёлая и красивая. Любит слушать журчание ручьёв, звон капели, да соловьиные трели. Все наряды у неё зелёные, яркими цветами украшены. Никогда Весна не сердится, а только смеётся да людские сердца веселит.
Сестрица Лето (слайд №4) - любит трудиться: в поле, в саду, в огороде, куда не глянь, везде её увидишь. С косарями Лето сено косит, с комбайнёрами на жатве трудится, с трактористами землю пашет, и с весёлой ребятнёй в речке плещется. Любит Лето зелёный наряд, украшенный спелыми плодами, шляпка у неё из спелых колосьев.
Сестрица Осень (слайд №5) - самая богатая из сестёр. Её закрома полны зерном, овощами и фруктами, соленьями и вареньем. Любит Осень яркие наряды, чтобы огнём горели да золотом блестели. Нарядится Осень, порадует людей красотой своего платья, а потом расплачется, в грязи измажется. Станет сыро и зябко. Умчится Осень в далёкие края, а на смену ей Зима придёт. Так и ходят, по земле, сменяя друг друга зима, весна, лето и осень.
У каждой из сестёр есть по три сына.
-Какие у зимы сыновья? Как вы думаете? (ответы детей).
У Зимы – Декабрь, Январь, Февраль. Такие же холодные и сердитые, как их матушка – Зима. Сами в шубы кутаются и людей заставляют.
-Какие у весны сыновья? Как вы думаете? (ответы детей).
У Весны – Март, Апрель, Май. Радуются теплу и солнцу, землю украшают, птиц в родные края приглашают.
-Какие у лета сыновья? Как вы думаете? (ответы детей).
У Лета – Июнь, Июль, Август. Трудятся рук не покладая, урожай растят, да хлеба колосят.
-Какие у осени сыновья? Как вы думаете? (ответы детей).
У Осени – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. Припасы на зиму готовят, урожай сохраняют, да в золото и багрянец леса одевают.
Пройдут по земле четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень. Пройдут вместе с ними все двенадцать братьев-месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Значит, ещё один год прошёл, а в следующем году всё повторится сначала.
(приглашаю к стену с календарями)
Загадать загадку.
-Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
(Календарь)
- Для чего нужны календари? Как вы думаете? (ответы детей)
Чтобы знать какой сегодня день недели, знать какой месяц, знать какой сейчас год.
- А ещё что можно узнать с помочью календарей? Как вы думаете? (ответы детей)
Восход и заход солнца, долготу дня
– Как понять это выражение? (зимой дни короче, чем весной)
Чтобы знать какое сегодня число, знать рабочий день или выходной, чтобы сделать важную запись.
- Какие записи люди делают в календаре? Как вы думаете? (ответы детей)
Прием к врачу, примерка в ателье, важная деловая встреча, поздравить с днем рождения, утренник, поездка …
• С помочь календаря, можно узнать какие праздники будут в этом году, и в какие дни недели.
- Какие виды календарей вы знаете? (ответы детей)
Настенный, настенный отрывной, карманный. настольный, настольный перекидной- ежедневник, календарь природы.
Слайд- шоу «Календари»
Чем похожи все календари? (в каждом календаре есть : число месяц год дни недели)
-Какие бывают дни недели?
-Каким цветом отмечены рабочие дни? (ответы детей)
-А каким цветом отмечены выходные и праздничные дни? (ответы детей)
ФИЗМИНУТКА «Зимы я вовсе не боюсь»
Пускай снегами все заносит, (Руки через стороны в верх, опустили)
Пускай лютуют холода, (Руки на пояс, повороты туловища
влево- вправо)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда. (грозят пальчиком)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном (Плавное движение руками вверх- вниз)
И Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном (Плавное движение руками вверх- низ
перед собой)
- Ребята, Буратино принес нам загадки, поможем ему их отгадать?
1. наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом еще 3 сливы. Сколько зацвело деревьев? (лог)
2. На столе лежало 4-е календаря, Коля положил еще один календарь. Больше или меньше стало календарей?
3. На столе поровну настольных и карманных календарей. Настольных два календаря. Сколько всего календарей. (4)
4. У воспитателя на столе было столько календарей, что если бы он их раздал 3-м детям поровну,то каждому досталось по 2-а штуки.
5. Поставь настольный календарь слева от карманного, между положи отрывной.
( Вопросы : А как ты думаешь? Как ты считаешь? А ты согласен с ответом?)
-Задачки вы хорошо умеете решать, теперь немного отдохнем и поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра:
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять (Идем по руке указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили («Лепим» двумя руками)
Птичек крошками кормили (Крошание всеми пальцами)
С горки мы потом катались (Проводим пальцами по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись (Показываем ладони то одной стороной. то другой)
Все в снегу домой пришли (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли (Движения «ложкой», руки под щеку)
- Ребята, я предлагаю нарисовать для Буратино календари, чтобы он мог в них записывать, когда ему идти в школу.
(рисуют 8-10 мин. Карандашами)
-Ребята, заканчивайте работу. Я считаю до пяти и ко мне все дети должны подойти. Я начинаю счет 1, 2, 3, 4, 5.
-Ребята, я приготовила для вас другой календарь, он называется «Календарь хорошего поведения и добрых дел» За ваше хорошее поведение и добрые дела, вы будите получать звездочку. (показываю)
Затем я читаю стихотворение и дарю детям календари.
Кто не знаком с календарем! Смотрите – это он.
Ведь без него календаря не начинают дня.
Своих листов, своих деньков он точный счёт ведёт
И подарить он вам готов своих дружков.