Ольга Ярославцева
Взаимодействие с родителями — одно из условий реализации образовательной программы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями – одно из условий реализации
образовательной программы ДОУ.
Основная образовательная программа нашего ДОУ разработана и сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными федеральными государственными требованиями.
В общей объем обязательной части программы входят направления, одним из которых является взаимодействие с семьями воспитанников.
Публикация «Взаимодействие с родителями — одно из условий реализации образовательной программы ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего. На улучшение его качества приказ № 2151 от 20 июля 2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовании». Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.
Ищем общий язык с родителями.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачева)
Вряд ли мы, педагоги сможем достигнуть серьезных результатов воспитания детей, если наши усилия не будут поддержаны родителями.
Как сделать родителей своими союзниками?
Как найти с ними общий язык?
Как привлечь их к делам детского сада?
Эти вопросы укладываются в важную тему, во взаимодействие с родителями. Именно в таком сочетании отражается уважение к нашим союзникам и установка на совместную деятельность, а не манипуляцию.
Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
В современных условиях дошкольное учреждение регулярно и неформально взаимодействует с семьей, то есть имеет возможность оказывать на нее определенное влияние.
Важным признаком становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• Единый подход к процессу воспитания ребенка;
• Открытость дошкольного учреждения для родителей;
• Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• Уважение и доброжелательность друг к другу;
• Дифференцированный подход к каждой семье;
• Равная ответственность родителей и педагогов;
• Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.
Предполагаемый результат:
• Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
• Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
• Повышение профессиональной компетентности педагогов;
• Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
• Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
На сегодняшний день в дошкольном учреждении осуществляем интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей :
- С семьями воспитанников;
- С будущими родителями.
Приводя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически не возможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями, считаем, возрождение традиций семейного воспитания и вовлечения семьи в воспитательно - образовательный процесс.
Опыт взаимодействия с семьей показал, что работу необходимо строить по четырем направлениям:
1. Информационно – аналитическое направление (сбор информации о семьях детей, выявление активности родителей с помощью анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», родительских собраний, мероприятий проводимых совместно с детьми «Дни открытых дверей»)
2. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог - психолог, зам. заведующего, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, обеспечивает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
3. Наглядно - информационное направление (родительские уголки; семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»; фотомонтажи «Из жизни группы»; «В кругу семьи»; фотовыставки «Моя мама – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»; картотека «Добрых дел». Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Мы обучаем родителей – родители учат нас!
Задачи:
1. Формирование психолого-педагогических знаний родителей.
2. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей.
4. Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Для того, чтобы наши родители могли получить ответ на интересующий их вопрос или даже решить какие – то проблемы в семье, мы попробовали в группе организовать консультативный пункт. Результаты не замедлили сказаться, начали поступать различные вопросы и пожелания. Организована в приемной группы мини – библиотека, которая помогает быть подкованными в вопросах воспитания, но хочется отметить, что многие традиционные варианты изжили себя в связи с стремительным ростом технического
роста. Интернет, множество телевизионных программ прекрасно иллюстрированные периодические издания позволяют молодым родителям получать качественную информацию. И поэтому считаю самым перспективным подходом в оптимизации педагогического просвещения родителей, является консультирование, построенное на диагностических данных, развития их собственных детей. Таких сведений они уж точно не найдут ни в интернете, ни в популярном журнале. Кроме того наши родители принимают участие на заседаниях круглых столов, «родительских гостиных», где мы обсуждаем возможности улучшения качества образования и воспитания.
А еще наши родители и воспитатели учатся друг у друга, готовясь к конкурсам (игрушек – самоделок, театрализованной деятельности, конкурс территорий) мы многому учимся у родителей, а они у нас. Путем проведения различных конкурсов и мероприятий мы стараемся организовать интерактивное общение для всех – для детей, родителей и воспитателей. И надо сказать этот метод имеет положительные результаты.
Наши родители являются и участниками, и организаторами, и ведущими различных утренников и выступлений. Если родитель хочет поучаствовать в утреннике, мы обязательно учим, как разговаривать с детьми, как подавать себя во время выступления. Иногда родителей приходилось уговаривать, но когда они видят, как выступают другие, им тоже хочется попробовать. Теперь у нас нет проблем с участием в мероприятиях. Неотъемлемой частью нашей работы являются представления разных интересных садовских событий, с использованием мультимедийной установки. специально для родителей мы снимаем интересные фрагменты про детей и показываем им внутреннюю работу сада.
Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Работа, проведенная по данным направлениям, позволяет повысить психолого- педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях» и в современном мире это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. В современных условиях нашего детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое в наших группах детского сада сделано руками пап и мам детей. Они помогли изготовить пособия для занятий по развитию речи, по сенсорике, игровой материал, помогли оформить уголки природы, театральные уголки и т. д.
Система работы с родителями включает :
• Ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• Ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
• Участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;
• Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• Обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития в разных видах деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
На основе проведенного проблемно-ориентированного анализа выявлено, что приоритетным направлением деятельности в представлениях родителей должно быть укрепление здоровья (84% опрошенных). От сюда следует, что основная цель взаимодействия охрана жизни и здоровья для детей раннего и дошкольного возраста. Воспитание привычки к здоровому образу жизни, осознанного отношения к себе и другим людям, к окружающему миру.
Без помощи родителей значимые результаты как в воспитании, образовании, так и в оздоровлении получит невозможно.
Успешное решение этой проблемы в значительной степени зависит от того, доверяют ли нам родители, нашему профессионализму, нашей компетентности, и искренней заинтересованности в воспитании их детей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Родители воспитанников в соответствии с договором имеют право участвовать в любых мероприятиях детского учреждения; вносить предложения в содержания, в формы деятельности по любым проектам. Раньше мы говорили «работа с родителями», а теперь считаем, правильнее звучит «взаимодействие». Так давайте будем с нашими родителями союзниками и все наши проблемы будут постепенно решаться.