Светлана Гуськова
Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Автор проекта воспитатель
Гуськова Светлана Вячеславовна
Информационная карта проекта
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: групповой, информационно – исследовательский, познавательный, физкультурный, творческий, игровой.
Публикация «Паспорт проекта „Хлеб всему голова“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Краткая аннотация проекта: проект направлен на то, чтобы помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Ребята осознают значимость трудовой деятельности взрослых в процессе изготовления хлеба. Проект помогает обратить внимание детей, на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывает бережное отношение к хлебу.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: 4 – 5 лет (средняя группа)
Продукт проекта: выставка детских поделок из соленого теста «Хлеб всему голова»
Технологическая карта проекта карта
Актуальность.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Учит уважать хлеб.
Цель: расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о хлебе;
2. Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека;
3. Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
4. Познакомить детей с профессией пахаря, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности;
Развивающие:
1. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать память, речь, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля;
2. Развивать мелкую моторику, восприятие запаха, величины, цвета, формы;
3. Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности. Закреплять умение наблюдать, делать заключение по результатам наблюдения;
4. Обогащать словарь.
Воспитывающие:
1. Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
2. Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, воспитывать уважение к труду людей, выращивающих его;
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить;
4. Воспитывать внимание, терпение, трудолюбие.
Ожидаемый результат:
- знакомство детей с особенностями выращивания зерновых растений, нахождение признаков сходства и отличия зерновых культур;
- пополнение и активизация словарного запаса;
- умение, верно, обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба,
- усвоение названий хлебобулочных изделий;
- сформированный устойчивый интерес и уважение к труду взрослых;
- воспитание бережного отношения к хлебу;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
- творческое самовыражение детей.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
1. Определение проблемы, постановка цели и задач;
2. Составление перспективного плана мероприятий, определение методов работы, подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
3. Беседа с детьми «Что такое хлеб»;
2. Консультация для родителей «Хлеб всему голова»;
Основной этап
1. Комплекс утренней гигиенической гимнастики «Колобок»;
2. Гимнастика после сна «Колосок»;
3. Работа по формированию навыков самообслуживания через трудовую деятельность и навыков поведения за столом;
4. Экспериментальная деятельность «Сажаем овес» и последующее наблюдение за посевами с занесением результатов в дневник наблюдений; «Готовим соленое тесто»;
5. НОД:
- по образовательной области «Познание»: «Как хлеб приходит к нам в дом»;
- по образовательной области «Окружающий мир»: «Богатый хлебный стол»;
- по образовательной области «Развитие речи»: «Каравай»;
- по образовательной области «Изобразительная деятельность»: лепка из соленого теста «Тесто»;
6. Беседы на темы:
- «Что мы едим всегда и утром и в обед и вечером»;
- «Зачем нужен хлеб»;
- «Можно ли прожить без хлеба?»;
- «Как мы можем беречь хлеб»;
- «Почему нельзя крошить хлеб, когда кушаешь»;
- «Из чего пекут хлеб»;
- по пословице: «Хлеб всему голова»;
- по пословице «Без хлеба куска везде тоска».
7. Подвижные игры («Каравай»; «Собери колосок»; «Пирог»; «Из муки – не из муки»; «Кто быстрее соберет зернышки пшеницы»; «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»; «Покажи колосок»; «Хлебный магазин»; «Найди и промолчи», «Овес»);
8. Дидактические игры: Домино «Разный хлеб», Пазлы «Картины о хлебе», «Собери целое», «От зернышка до каравая», «Хлебные профессии»;
9. Игры на сенсорное развитие: «Золушка», «Собери бусы из вермишели», «Звучащие бутылочки»;
10. Пальчиковые игры («Пирожки»; «На мельнице»; «Меленки»; «Маша-хозяйка»; «Каша»);
11. Сюжетно-ролевые игры: «Пекарня», «Собираем рожь», «В поле», «Булочная»;
12. Составление альбома литературных произведений по теме «Хлеб всему голова»;
13. Чтение прозы, сказок, стихов по теме «Хлеб всему голова»;
14. Отгадывание загадок по теме «Хлеб»;
15. Разучивание стихотворения Якова Акима «Хлеб ржаной»;
16. Словесная игра «Ласковые слова о хлебе»;
17. Проговаривание стишков на развитие артикуляции по теме «Хлеб всему голова»;
18. Рассматривание альбома «Какой бывает хлеб», «Злаки»;
19. Рассказ по картинке И. Шишкин «Рожь»
20. Активизация детей к конструктивной игре: «Хлебзавод», «Мельница».
21. Акция «Крошка не даст пропасть крошкам»;
22. Театральная деятельность «Колобок»;
23. Просмотр мультфильмов «Берегите хлеб», «Чудо мельница», «Хлеб», «Слово о хлебе»;
24. Слушание песен: «Колосок», «Оладушки», «Пирожки», «Каравай»;
25. Активизация детей к изобразительной деятельности: рисование «Колобок», лепка «Колосок», аппликация «Колосок».
Заключительный этап
1. Презентация продукта детского творчества «Хлеб всему голова»;
2. Физкультурный досуг «Мы хлеборобы».
Отчет о проведенном мероприятии
Проект был реализован в средней группе МБДОУ «Детский сад «369» с 23.11.15 по 30.11.15 в рамках тематической недели «Мир людей». Участниками проекта были дети, родители и воспитатели группы. С самого начала дети очень заинтересовались предложенной им темой, активно участвовали во всех видах деятельности.
Вся неделя в рамках проекта была пропитана темой «Хлеб всему голова». День начинался с комплекса утренней гигиенической гимнастики «Каравай», в процессе которого в интересной игровой форме происходило не только пробуждение детского организма, повышение двигательной активности детей, но и первоначальное ознакомление ребят с процессом появления хлеба.
В дальнейшем в течение утренних часов проводилась экспериментальная деятельность «Сажаем овес» с целью показать детям и пояснить названия этапов посадки злаковых, развивать аккуратность, любознательность, усидчивость, воспитывать бережное отношение к труду людей, и последующее наблюдение за посевами с занесением результатов в дневник наблюдений.
Подвижные игры: «Каравай»; «Собери колосок»; «Пирог»; «Из муки – не из муки»; «Кто быстрее соберет зернышки пшеницы»; «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»; «Покажи колосок»; «Хлебный магазин»; «Найди и промолчи», «Овес», очень нравятся детям, и они охотно в них играют в любое предложенное им время.
Дети активно играли в пальчиковые игры: «Пирожки»; «На мельнице»; «Меленки»; «Маша-хозяйка»; «Каша».
Чтение прозы, сказок и стихов по теме «Хлеб всему голова» с целью развивать интерес к процессу производства хлеба, воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, продолжать работу над развитием связной речи, формировать умение отвечать на вопросы, продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. Мы использовали стихи Я. Дягутите «Руки человека», «Тихо встала рожь на цыпочки», Я. Акима «Пшеница», О. Стратонович «Хлеб», И. Токмаковой «Пахнет хлебом» и др. ; сказки «Котик – золотой лобик», «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко»; рассказ М. Пришвин «Лисичкин хлеб» и др.
В процессе работы над данным проектом были проведены беседы с детьми по теме «Хлеб всему голова» с целью показать детям, что хлеб основа жизни человека, расширять представления об окружающем мире с помощью народных пословиц, расширять и активизировать словарный запас детей.
Непосредственная образовательная деятельность по выбранной теме проводилась в игровой форме с использованием презентаций, что позволило сохранить интерес детей продолжать формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение, воспитывать культуру поведения, развивать желание узнавать новое.
На занятиях по художественно – эстетическому дети отражали в своих рисунках, поделках тему нашего проекта. Ребята с удовольствием рисовали, лепили на темы: «Колобок», «Колосок», «Такой разный хлеб». Также была создана коллективная выставка поделок из соленого теста по теме «Хлеб всему голова».
Так же была проведена работа по формированию навыков самообслуживания через трудовую деятельность и навыков поведения за столом.
На прогулке мы старались организовать деятельность детей в рамках нашего проекта.
После сна дети выполняли комплекс гимнастики «Колосок», целью которой было плавное пробуждение детского организма, повышение двигательной активности, развитие правильного дыхания, развитие положительного настроя и профилактика заболеваний.
В вечернее время дети играли в дидактические игры: Домино «Разный хлеб», Пазлы «Картины о хлебе», «Собери целое», «От зернышка до каравая», «Хлебные профессии»; в игры на сенсорное развитие: «Золушка», «Собери бусы из вермишели», «Звучащие бутылочки».
Были организованы сюжетно-ролевые игры: «Пекарня», «Собираем рожь», «В поле», «Булочная».
Дети играли в словесные игры, отгадывали загадки по заданной теме, заучивали стихотворения и пословицы о хлебе, проговаривали стишки на развитие артикуляции по теме «Хлеб всему голова», которые способствует развитию памяти, логического мышления, связной речи, фонематического слуха, развитию артикуляции детей.
Были организована и конструктивная игра «Хлебзавод», «Мельница» с целью уточнить представления детей о строении завода и мельницы, о их необходимости, о роли в жизни человека; развивать умение подбирать и соединять необходимые детали; развивать фантазию; развивать умение строить по образцу; воспитывать бережное отношение к труду людей.
Дети с удовольствием участвовали в театральной деятельности - была поставлена сказка «Колобок» с целью развития способности запоминать текста сказки; развивать зрительное и слуховое внимание, память наблюдательность, образное мышление, фантазию, интерес к сценическому искусству; развивать речь детей.
Вместе с детьми мы слушали песни и просматривали мультфильмы по теме проекта (были использованы мультфильмы: «Берегите хлеб», «Чудо мельница», «Хлеб», «Слово о хлебе», песни: «Колосок», «Оладушки», «Пирожки», «Каравай».
В рамках проекта были составлены альбомы «Какой бывает хлеб», «Злаки», сборник литературных произведений о хлебе.
Хочется отметить что родители также были вовлечены в проект: помогали в процессе подготовки и участвовали в акции «Крошка не даст пропасть крошкам»;
Закончился проект увлекательным физкультурным досугом «Мы хлеборобы», на котором ребята закрепили знания, полученные в рамках проекта, весело провели время и сохранили интерес к данной теме.
Участие детей в этом проекте позволило познакомить их с представлением о процессе изготовления хлеба, о его разнообразии, о его свойствах, о важности хлеба в жизни человека. Проект помог продолжить работу над развитием поисковой деятельности, творческих способностей детей, над развитием всех сторон речи ребят. Мы старались способствовать воспитанию уважения к труду людей, воспитанию бережного отношения к хлебу, умению им дорожить.
Список использованной литературы
1. Белахова, М. А. Как хлеб на стол пришел/ Белахова М. А. – М. : Детгиз, 1953.
2. Гладышева Н. Н., Сержантова Ю. Б. : Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "Детство". Средняя группа. ФГОС. – СП-б. : Учитель, 2014.
3. Дацкевич, В. А. От зерна до каравая/ Дацкевич В. А. - М. : Детская литература, 1985.
4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. П. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
5. Емельянова, Э. В. Откуда что берется. Хлеб. Наглядно-дидактическое пособие/ Емельянова Э. В. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
6. Емельянова, Э. В. Расскажите детям о хлебе/ Емельянова Э. В. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
7. Ефанова З. А. Комплексные занятия по программе «Детство»: Средняя группа. ФГОС/ Ефанова З. А. СП-б. : Учитель, 2014.
8. Микляева, Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий/ Микляева Н. В. – М. : Айрис-Пресс, 2011.
9. Русские народные сказки, пословицы, потешки. Сборник «Делу время, потехе- час». - М. : Детская литература, 1986.
10. Сборник загадок (Популярное пособие для родителей и педагогов)/ Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. - Ярославль: Академия развития,1997.
11. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой (средняя группа детского сада, 4-5 лет) ФГОС/ Соломенникова О. А. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
12. Сухин, И. Г. Весёлые скороговорки для непослушных звуков/ Ярославль: Академия развития, 2006.
13. Хлеб в картинках. Наглядное пособие. - М. : Гном, 2013 г.
14. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе/ Шорыгина Т. А. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
15. Шорыгина, Т. А. Злаки? Какие они? / Шорыгина Т. А. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.