Конохова Марина
Рекомендации по организации экологической тропы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок» р п Юрты
Презентация
Обобщение опыта работы по теме «Экологическая тропа в детском саду.»
Воспитатель: Конохова М. П.
Публикация «Рекомендации по организации экологической тропы в детском саду» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми. Значение тропы разнообразно : проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.
В нашем детском саду работа по экологическому воспитанию ведется с 2012 года, момента создания нашего детского сада. Начало работы положило создание в детском саду экологической тропы. Силами сотрудников и родителей инициативной группы были привезены из леса и посажены различные саженцы, разбиты клумбы и цветники. Территория детского сада преобразилась до неузнаваемости. Видя такие преобразования, в работу включались все больше и больше родителей. Каждый из них хотел оказать посильную помощь в нашей работе. С помощью наших добровольных помощников нам удалось организовать несколько маршрутов экологической тропы, с которыми мы вас сейчас познакомим.
Итак, добро пожаловать на экологическую тропинку детского сада «Светлячок».
Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) выбрали «хозяина тропинки» - сказочного героя - Старичка Лесовичка.
Сказочный герой помогает проводить занятия, игры и наблюдения. Периодически персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует вместе с другими сказочными героями
Первый маршрут экологической тропы - уголок смешанного леса.
И как положено в русском лесу, хозяином которого считается бурый медведь, наших деток встречает Михаил Иванович Топтыгин. Вместе с ним мы встретим в лесу и других его обитателей: волка, ежика и лису (плоскостные изображения).
В уголке смешанного леса представлены такие деревья, как: ели, сосны, березы, рябина. Все это позволяет детям наблюдать природу родного края, не выходя за пределы детского сада.
Рекомендации по организации работы с детьми в уголке леса:
1. Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
2. Сравнение их между собой;
3. Дать знания о заботе человека о деревьях;
4. Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;
Второй маршрут экологической тропы – искусственный водоем.
Хочется отдельно рассказать о создании мини-пруда в нашем саду.
Как вы видите это совсем не большое углубление, заполненное водой. И теперь это любимое место наблюдений за природой у наших детей. Хоть в нашем пруду не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, зато в нем в великом множестве живут и развиваются личинки различных насекомых. В жаркие летние дни сюда прилетают попить воды все окрестные птицы, наблюдение за которыми доставляют детям истинную радость.
Рекомендации по организации работы возле водоема:
1. Наблюдение и уход за влаголюбивыми растениями (колокольчик, купальница).
2. Наблюдение за птицами, прилетевшими искупаться и попить.
3. Наблюдение за насекомыми и их личинками, рассматривание с помощью лупы.
Третий маршрут экологической тропы – экспериментальная лаборатория.
На этом маршруте ребята могут провести опыты, понаблюдать за живыми объектами. Участвуют в экспериментировании и получают знания о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Делают выводы и развивают свою речь. Наглядно понимают взаимосвязь в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.). Знакомятся с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
Рекомендации по организации работы с детьми в экспериментальной лаборатории:
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Четвертый маршрут экологической тропы – огород.
Одним из элементов развития предметно-пространственной среды детского сада является детский огород, расположенный на участке дошкольной организации. Организация огорода на участке ДОУ имеет большое значение для экологического развития и трудового воспитания ребёнка.
Дети наглядно видят, учатся отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды. Знакомятся со строением растений (корень, лист, стебель, цветок).
Рекомендации по организации работы с детьми в огороде:
1. Труд с детьми: подготовка грядок, полив, рыхление, прополка, сбор урожая, подготовка огорода к зиме.
2. Наблюдение за развитием и ростом овощей: биологические особенности, сравнение разных видов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
3. Сенсорное развитие детей во время работы в огороде;
4. Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
5. Проведение исследований о взаимосвязи овощных культур с окружающей средой;
Работа в этих уголках позволяет не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Силами сотрудников и родителей инициативной группы были разбиты клумбы и цветники перед детским садом. Территория детского сада преобразилась до неузнаваемости.
Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:
1. Труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.
2. Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
3. Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
4. Формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
5. Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада :
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Надеемся, что наша работа не пропадет зря и наши дети, став взрослыми будут бережно относиться к окружающему их богатству- родной природе. Ведь экологическое воспитание это прежде всего воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.