Екатерина Шаклеина
Эффективные техники речевого развития дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
"Эффективные техники речевого развития дошкольников с ОВЗ" (слайд 1)
(слайд 2) Не секрет, что даже взрослый, грамотный человек не умеет выступать перед большой аудиторией, кратко, связно и грамотно излагать мысли вслух. Начинать эту работу необходимо в дошкольном возрасте, так как это период усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. (слайд 3)Поэтому изучив литературу по театрализованной деятельности, я пришла к выводу, что образовательные и воспитательные возможности её безграничны. Помогая осуществлять межличностное общение, она служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей, развивает артистические способности, воспитывает привычку к выразительной публичной речи.
Публикация «Эффективные техники речевого развития дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
(слайд 4) Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий, приобщает ребенка к духовным ценностям. Особенно благоприятно это сказывается на моих воспитанниках, посещающих группу компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
(слайд 5) Мой опыт работы нашел подтверждение в трудах выдающихся психологов и педагогов, отмечавших, что уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится средством общения, мышления и планирования деятельности.
(слайд 6) Поставив перед собой цель, я наметила пути ее решения.
(слайд 7)Что же меня привлекает в моей работе?
• Во-первых, знакомство с видами театра расширяет кругозор детей, обогащает и активизирует словарь, совершенствует грамматический строй речи, развивает связную речь.
• Во-вторых, через перевоплощение в играх-драматизациях ребенок раскрепощается не только в речи, но в движениях, передавая голосом, мимикой и жестами образ персонажа.
• В-третьих, при плавном пении звуков, слов и песен, легче автоматизировать поставленные звуки, развить певческие способности.
(слайд 8) Решая образовательные задачи, я обращаю внимание на то, как в процессе театрализации меняется отношение ребенка к самому себе, к сверстникам, какие эпизоды вызывают нравственно-эстетические переживания.
(слайд 9). Работу по реализации задач строю поэтапно:
На первом этапе выявляю имеющиеся недостатки и намечаю пути коррекции коммуникативно – социального развития ребенка.
Расширение знаний об окружающем мире и обогащение словаря проходит на втором этапе, здесь же знакомлю детей с элементами творчества.
Совместно с ребенком отрабатываем чтение по ролям, диалоги, что подготавливает ребенка к реализации творческого потенциала.
В самостоятельной деятельности из всего багажа знаний дети выбирают наиболее приемлемые, интересные идеи, воплощают их, создавая свой художественный образ, самостоятельно выбирают мотивы и способы действия.
(слайд 10) Учитывая основные педагогические принципы стимулирую активность ребенка, применяя такие приемы, как выбор ситуации, незавершенный образ, неожиданность, проблемность, постановка дальней цели; индивидуально каждого ребенка вовлекаю в педагогический процесс, целостность которого обеспечивает интеграция театрализованной деятельности; механизм сценических игр состоит в определении ролей. Роль может раскрыть в ребенке творческий потенциал, а любимые герои становятся образцами для подражания.
(слайд11) Исполняя роль от лица положительного героя, ребенок освобождается от негативных состояний, у него улучшается настроение, повышается жизненный тонус. Он регулирует свое поведение в соответствии с взятой на себя ролью. Происходит коррекция нарушений в общении, формируется адекватное поведение, самооценка.
(слайд 12) В рамках использования дополнительных функций, ребенок приобщается к общечеловеческому и региональному опыту, развивается образное и абстрактное мышление, активизируется слухоречевая память, развивается экспрессивная и коммуникативная функции речи.
(слайд 13) В совместную деятельность включаю игры, активизирующие речевые навыки детей : комплексные ритмические, музыкальные, пластические упражнения, формирующие выразительность движений, воображение.
Речевые игры и упражнения на отчетливое произношение звуков и слов, на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата, на расслабление и напряжение определенных групп мышц.
Стихи тренируют четкую, грамотную речь, и находят эмоциональный отклик в душе ребенка. Предпочтение отдаю диалогическим стихам.
Темы для этюдов близки и понятны детям (обида, ссора, встреча). Умение общаться в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение. С помощью мимики и жестов разыгрываем этюды на основные эмоции.
Постановка спектаклей с дошкольниками - полезное, трудоемкое, но увлекательное занятие.
(слайд 14) В группе создана игровая предметно - пространственная развивающая среда, соответствующая современным требованиям. Отведено место для режиссерских игр, представлен реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей. В литературном центре располагаются знакомые произведения, по которым дети разыгрывают этюды, сюжеты, диалоги.
(слайд 15) На спектакли приглашаем педагогов и детей из других групп. Такая организация театрализованной деятельности (слайд 16) не только создает условия для формирования правильной речи, но и позволяет ребенку вступить в контакт с детьми других групп и разными взрослыми.
(слайд 17) Родители – благодарные помощники и зрители наших театрализованных представлений.
(слайд 18) Мои воспитанники самостоятельно драматизируют знакомые сказки и небольшие художественные произведения. Особое внимание уделяют выразительности речи, включают вербальные и невербальные средства в придуманных диалогах. Используют в театральных играх все виды театров. Дети любят исполнять роли. Они эмоциональны, раскрепощены, активны.
(слайд 19) Таким образом, театрализованная деятельность развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативность, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует культуру здорового и безопасного образа жизни, совершенствует речь.
(слайд 20)
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать «О! Как же ты, красива!»