МУРТАЗАЕВА СУЛТАНИЕ
Воспитывающая культурная среда патриотической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка социально- ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его включению в современную культуру.
Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность.
Публикация «Воспитывающая культурная среда патриотической направленности» размещена в разделах
Воспитание — это формирование первичных ценностных представлений (понимания того, «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе, к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).
Социокультурное содержание образования объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1 год 6 месяцев – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Воспитывающая культурная среда в ДОО строится по трем линиям:
«от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств;
«от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
«от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой.
Воспитывающая среда ДОУ является составляющей развивающей предметно – пространственной среды.
Построение единой воспитывающей среды :
определение единых целей и задач всего коллектива педагогов;
подбор единого комплекса средств для достижения целей и задач;
отношения: педагоги – дети – родители;
совместно полученный результат
Пребывание в ДОУ должно доставлять ребенку радость, а воспитательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие ориентиры:
обеспечение эмоционального благополучия детей;
создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности;
Для реализации этих ориентиров педагоги:
проявляют уважение к личности ребенка и развивают демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
создают условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
обсуждают совместно с детьми возникающие конфликты, помогают решать их, вырабатывают общие правила;
обсуждают с детьми важные жизненные вопросы, стимулируют проявление позиции ребенка;
обращают внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждают, как это влияет на их поведение;
обсуждают с родителями (законными представителями) вопросы воспитания и включают членов семьи в совместное взаимодействие.
Для реализации всех направлений воспитания в нашей группе созданы все условия. Более подробно остановимся на создании воспитывающей среды патриотической направленности.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество, это любовь к Родине, её природе, людям, культуре, к своему дому.
Патриотическое воспитание всегда было востребовано. Актуально оно и в наши дни.
Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Во многих семьях (особенно молодых) вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. А ведь воспитание начинается, прежде всего, в семье, где ребенок родился, где он живет и где получает первые представления об окружающей действительности.
Задача педагога заключается в том, чтобы отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа, мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, общественные события.
Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей ребенка действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении, развития их познавательного интереса и активности необходимо создание грамотной предметно-развивающей среды.
Предметная зона патриотической направленности в нашей группе представлена в основном двумя центрами:
Центр «Страна моя большая»
Центр «Ролевой игры»