Дилара Габдрахманова
Театрализованная деятельность, как одна из игровых технологий, способствующая речевому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность – как одна
из игровых технологий, способствующая речевому развитию детей
раннего возраста.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Публикация «Театрализованная деятельность, как одна из игровых технологий, способствующая речевому развитию детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Цель: создать педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
Учитывая возрастные особенности детей, определила Задачи:
• Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Расширять словарь детей, активизировать его;
• Совершенствовать диалоговую речь;
• Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.
• Театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей раннего возраста и способствует их всестороннему развитию. Синтетическое по своей природе, оно объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерство режиссеров и актеров, направляя весь этот сплав на ребенка. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид деятельности открывает перед малышами мир прекрасного в его разнообразии и глубине.
• Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (потешки, стихи, сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
• Участвуя в театрализованных играх, мои дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.
• Для того чтобы малыши сами импровизировали, инсценировали литературный материал, им помогает предметно – развивающая среда группы, созданная с учетом принципов открытости и доступности.
• Театрализованная деятельность интегрирована, так как её элементы можно использовать в различных образовательных областях. Ежедневно провожу непосредственную образовательную деятельность, которая включает в себя инсценирование песенки, потешки, приход персонажа, имитационные и подражательные действия детей. В повседневной деятельности театрализованные игры проходят через все режимные моменты (к малышам приходят персонажи кукольного театра, предлагают поиграть. Провожу развлечения, досуги, в которых дети принимают активное участие.
• Свою работу я начала с изучения методической литературы, опыта коллег, что помогло мне выстроить концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
• Составила перспективный план работы с детьми, определила, содержание театрализованной деятельности, выделила эффективные методы и приёмы развития речи детей.
• В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
• Поэтому, свою работу построила из нескольких этапов.
• На первоначальном этапе провела диагностику нервно-психического развития. По результатам видно, что большинство детей (71%) имеет низкий порог речевой активности, у 29% детей идёт неравномерное развитие активной и пассивной речи. Такие малыши понимают обращённую к ним речь взрослого, но сами редко используют слова в общении. Также определила уровень театрально-игровой деятельности детей, которая показала, что у детей слабая активность во время игр со стихотворным сопровождением, они часто отвлекаются, без особого желания наблюдают за действиями персонажа.
На втором этапе: исследовала разные виды художественных произведений (малые фольклорные формы, стихи, сказки, рассказы, отобрала сюжеты из повседневной жизни детей; подготовила персонажи.
Далее подобрала вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета.
Следующий этап – творческое применение театрализованных игр на практике.
В содержание занятий по театрализованной деятельности включила :
• Игры–имитации образов животных, людей;
• Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
• Игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного театра);
• Инсценировки произведений;
• Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
• Основы актёрского мастерства, техника речи;
• Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
Особое место в работе с детьми раннего возраста занимает кукольный театр.
Организацию работы строила по единой схеме:
• Введение в тему, создание эмоционального настроения;
• Театрализованная деятельность где все участники имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
• Заключение.
Определяя содержание работы с детьми раннего возраста придерживалась следующих принципов:
• опоры на различные анализаторы;
• учета зоны ближайшего развития;
• наглядности;
• усложнения материала;
• учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приёмов содержания.
В своей работе для развития активной речи детей использовала следующие методы и приё мы:
• Игровые :
• Использование элементов подвижной игры
• Сюрпризные моменты
• Имитационные движения с элементами звукоподражания
• Обыгрывание текста
• Словесные:
• Повторение речевого материала
• Вопросы
• Использование текстов с повторяющимися элементами
• Чтение произведений со звукоподражаниями
• Договаривание слов, фраз
• Похвала
• Наглядные:
• Использование иллюстраций к текстам
• Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения, с мелодией (пение детских песенок)
Использование игрушек, персонажей кукольного театра
Важным аспектом является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.
Ступени работы следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, колобок встречает зайца).
Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).
Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…»)
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Кот, Петух и лиса»).
• Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Курочка Ряба», «Репка») К. Чуковский «Цыплёнок»).
Благодаря таким играм дети познакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогатились новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развили интерес к литературе, дети с большим желанием слушают произведения художественной литературы, у них активизировалась речь, ребятишки активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Малыши приходят впервые в детский сад, они напуганы, неуверенны в себе, не понимают, где они и зачем, всё вокруг чужое. В этот период для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую игровые ситуации.
Так же использую потешки незамысловатые песенки («Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки»). Вначале все игры провожу индивидуально: более смелого малыша сажаю на колени и «Поехали, поехали с орехами, с орехами» или «Сорока-ворона». Постепенно остальные дети включаются в общую игру и начинают подходить ближе, выполняют простые движения, договаривают слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие.
Одной из важнейших особенностей является включение в работу всех детей : и с низкими речевыми способностями и тихих замкнутых малышей. Дети принимают участие в деятельности с удовольствием. Практика показала, что одним из эффективных приё мов являются коллективные задания типа: «Ребятки, сейчас мы с вами в лесу, я превращаю вас всех в животных, они ходят и рычат», Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных детей нет – все малыши изображают то злого волка, то смелого петушка. Я сопереживаю вместе с детьми, показываю движения и голоса героев, а дети, в свою очередь подражая мне закрепляют звуки, запоминают определённые слова.
Прежде чем показывать детям какую-либо сказку, проводила этюды с куклами, то есть знакомила малышей с каждым героем поочерё дно: показывала персонаж – игрушку, называла его, предлагала потрогать, рассматривали все части, давала детям самим внимательно изучить игрушку. Затем читала потешки, стихи Показывала одну и ту же игрушку несколько раз, предлагала поиграть с ней, самим спеть про неё песенку, потом знакомила со следующим персонажем.
Когда малыши узнавали всех героев, начинала показ самой сказки. Одно и то же произведение рассказывала с применением разных видов кукольного театра (театр игрушек, настольный, пальчиковый и др., вместе рассматривали иллюстрации к сказкам, повторяя пройденный материал. Дети показывали на картинках персонажей, демонстрировали, как рычит волк, кудахчет курочка.
Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм, придерживалась определё нных требований:
• Содержание и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.
• Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
• Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности.
В результате целенаправленной работы по речевому развитию детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов по данной теме, на что указывают предварительные данные диагностики. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
Хочется закончить словами известного писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Спасибо за внимание!