Наталья Двойцова
Сравнительный анализ Концепции и ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Сравнительный анализ Концепции и ФГОС ДО
В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего образования и Концепции перед образовательными учреждениями поставленные задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности дошкольника
Публикация «Сравнительный анализ Концепции и ФГОС ДО» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию».
Анализ ФГОС ДО показал, что приоритетами в развитии дошкольного образования являются: личностная ориентация; формирование гуманистических ценностей; обновление принципов, содержания и образовательных технологий; ориентация на формирование жизненной компетентности ребенка; обеспечение физического, психологического и нравственного здоровья; приоритет интересов ребенка перед всеми другими; формирование сознательного, ответственного отношения к жизни.
Основными задачами системы дошкольного образования являются: создание условий для реализации ребенком своего естественного потенциала (физического, психологического, социального); формирование механизмов саморазвития дошкольника (реалистичную самооценку, самоконтроль и саморегуляцию поведения, совесть как внутреннюю нравственную инстанцию, децентрацию как преодоление эгоизма, элементарный мировоззрение, индивидуальный опыт, простейшие формы жизненной перспективы) расширение сознания ребенка, содействие ее сознательном существованию; развитие базовых качеств личности; обучение дошкольника жить в согласии с окружающей средой и с собой, адекватно реагировать на события, оптимистично относиться к жизни, доверять человеческому окружению, чувствовать себя защищенным ним, ориентироваться в нем, поддержка детской субкультуры, обогащение детских видов деятельности, содействие свободному и конструктивному развертыванию дошкольниками своего личностного бытия; создание культурной среды, содействие становлению у ребенка базиса личной культуры, приобщение к миру национальной и мировой культуры; выработка оптимистической гипотезы развития каждого конкретного ребенка, определение «зоны его ближайшего развития»; обеспечение дошкольника навыками практической жизни, развитие умения приспосабливаться к новым условиям, выработки гибкости поведения, воспитания творческого отношения к действительности; упражнения в умении проявлять волю, воздействовать на него на импульсивные желания; учета личностного опыта дошкольника, истории его жизни, возрастных и индивидуальных особенностей; обеспечение гармоничного и разностороннего развития дошкольника, формирование ценностного отношения к природе, культуры, людям, к себе.
Согласно ФГОС ДО не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. На выходе из детского сада дети не должны чувствовать себя в первом классе невротиками, а быть способными спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Принципы, утверждаемые Стандартом:
1) индивидуализация дошкольного образования;
2) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самооценки дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
3) полноценное прохождение всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;
4) привлечение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
5) создание благоприятного социального ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
6) сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
7) учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка за его включение в различные виды деятельности;
Занятия требованиями к условиям реализации программы, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка, ключевого места в структуре стандарта.
Стандарт ставит следующие цели:
1) Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
2) Повышение социального статуса дошкольного образования;
3) Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации по уровню дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
1) обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников»
2) обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) по вопросам развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
4) обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
7) охрана и укрепление здоровья детей (физического и психического)
8) создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
9) формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
10) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
Фундаментальными позициями обновления советского детского сада в Концепции 1989 года служили охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, изменение характера подготовки педагогических кадров. Данные концептуальные принципы не утратили актуальности и в современном ФГОС ДО.
В Концепции выдвигалась идея необходимости реализации специфических возрастных возможностей детей, использования доступных видов деятельности.
В Концепции для гуманизации педагогической работы на первый план выдвигалась личностно-ориентированная модель с принципом «Не рядом и не над, а вместе!»; ребёнок рассматривался как полноправный партнер в условиях сотрудничества, что предполагает расширение степеней его свободы, что сохранилось и в стандартах дошкольного образования.
С целью охраны и укрепления здоровья предлагалось осуществлять организацию поиска эффективных средств для усовершенствования двигательной сферы детей под руководством воспитателя по физкультуре.
Для перестройки содержания педагогической работы с детьми в Концепции делался акцент на личностную культуру ребенка, который ориентировался на знакомстве ребенка с природой, предметами окружающей среды, явлениями общественной жизни, собственной жизни.
Воспитание дошкольников акцентировалось на формировании ценностных основ отношения к действительности, а обучение дошкольников – на формировании культуры познания, культуры чувств, деятельно-практического отношения к миру.