Надежда Сергеева
Сказкотерапия как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка о сказкотерапии
В некотором царстве, в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, дружила с ними, учила и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые приставки…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей…
Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся серыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Со временем все чаще общение с детьми заканчивалось вспышками гнева или плача, а кое-кто из детей даже стал болеть.
И никто не знал как им помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как ее мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… — Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И — о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!
Сказкотерапия -это метод, направленный на решение каких-либо проблем используя ресурсы сказки
.
Суть метода
-использование сказки как рабочего инструмента. Она помогает организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций.
Актуальность темы
.
К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на мультфильмах и компьютерных играх, что считается большим упущением в воспитании детей. Многие малыши не слышали ни о Красной Шапочке, ни о Золушке и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметном мире, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло, что несомненно пополняет словарный запас.
Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение и рассказывание. Мало внимания уделяется пересказу в лицах или драматизации, театрализованной деятельности.
Цель: использование сказок, как средство развития речи детей дошкольного
возраста.
Задачи:
1. Развивать речь детей с помощью:
-пересказывания сказок;
-рассказывания сказок по кругу;
-драматизация сказок с передачей в мимике и движениях эмоциональных
состояний: радость, горе, просьба, утешение;
-сказка на новый лад;
-изменение сказок (Жила-была в лесу злая коза и было у нее семеро козлят)
-смешивание сюжетов;
-новое название;
-лепим и рисуем сказку;
-новый персонаж (Не колобка испекла бабка)
- сочинения сказок и т. д.
3. Выявить и поддержать творческие способности;
4. Расширять представление о многогранности окружающего мира.
5. Воспитывать интерес к УНТ.
Работа над сказкой позволяет педагогу:
- развивать речь (причем, все ее компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
- активизировать речевое общение;
- оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие;
- пополнять запас знаний и сведений ребенка;
- совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление, память);
- устанавливать эмоциональный контакт с ребенком;
- создавать у ребенка приподнятое, радостное настроение;
Терапию сказкой в детском саду можно проводить по-
разному.
Сказки можно просто рассказывать и обсуждать с детьми, придумывать свои, а лучше применять при этом разные виды театра, использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы вхождения в сказку или сказочную страну, выхода или возвращения из нее(«ковер-самолет», «волшебный цветок», катание яблочка по тарелочке, можно просто передавать клубочек и т. д.)Можно захватить предметы, которые пригодятся в сказке.