Анастасия Комиссаренко
Презентация «Роль лекотеки в развитии детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ ЛЕКОТЕКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Подготовила Комиссаренко А. А.
ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКОТЕК
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (дети с ОВЗ).
Публикация «Презентация „Роль лекотеки в развитии детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
*слайд*Одним из важнейших направлений работы с детьми-дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, является работа с теми из них, кто не посещает дошкольные образовательные учреждения.
«Модернизация муниципальной системы дошкольного образования»
В Амурскойобласти реализуется (вступил в силу) целевой проект «Обеспечение доступности дошкольного образования» через организацию вариативных форм с привлечением негосударственного сектора» одна из вариативных форм организация Лекотек.
«Лекотека» происходит от шведских слов«Leko» – «игрушка» и «tek» – «собрание, коллекция». Первая лекотека основана 1963году в Стокгольме.
В России появилась в 2000году.
Российская Лекотека – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитаниюи использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психологической поддержки развития личности детей.
Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
*слайд*В БЛАГОВЕЩЕНСКЕоткрылась первая лекотека на базе МДОБУ ДС №64 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Лекотека является структурным подразделением муниципального образовательного учреждения.
ЦЕЛЬ,Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ
ЗАДАЧИ,
Социализация детей с ОВЗ;
Психопрофилактика и психокоррекция;
Коррекция зрительных расстройств и речевых нарушений;
Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;
Формирование у детей мотивационной сферы
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ ЛЕКОТЕКУ
Возраст от 3 лет до 7 лет со сложными нарушениями зрения, речи и нуждающиеся в коррекции (нарушениями)психо-эмоциональной сферы.
*слайд* Специалисты лекотеки
Руководитель подразделения
Тьютор
Педагог-психолог
Учитель-дефектолог тифлопедагог –
Учитель-логопед
Воспитатель
Медсестра-ортоптист
Критерии подбора кадров
Опыт коррекционной-педагогической работы
Высшее педагогическое образование
Желание и умение работать в инновационном режиме
Владение ИКТ
Личностные качества
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
*слайд*
Консультация (К)
Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Диагностический игровой сеанс (ДИС)
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.
Терапевтический игровой сеанс (ТИС)
Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями. После ТИС специалист заполняет протокол.
Групповой родительский тренинг (ГРТ)
В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, релаксации, сотворчество по арт-методам,специальным техникам изодеятельности, театрализация, ритмико-пластическая гимнастика, работа с интерактивной доской. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРОТЕРАПИЯ
*слайд* ИГРА - основной метод Лекотеки. Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.
Стимуляция и поддержка игровой деятельности
Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком.
Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку
Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка
Оптимальная организация игровой среды
Только игровая деятельность является стимулом для детей с ОВЗ. Т. е. специалист исходит из интересов ребенка в построении совместной игровой деятельности – находит такую деятельность, которая будет интересна ребенку и будет способна долгое время удерживать его внимание. Важным фактором является хотя бы минимальная образовательная перспектива для ребенка, возможность какого-либо обучения. В процессе игры дети получают знания, умения и навыки, адаптируются безболезненно к социуму, усваивают правила поведения в обществе.
ИЗО ТЕРАПИЯ ИЛИ ИГРОТВОРЧЕСТВО
*слайд*Изотерапия в деятельности Лекотеки - это психотерапевтическое воздействие на ребенка с особыми нуждами во время игры с материалами для изобразительного творчества.
Такое воздействие позволяет развивать в особенных детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Изобразительная деятельность является прекрасным фоном для реализации всех образовательных областей. Это Взаимосвязь имеет большой воспитательный и развивающий потенциал в обучении детей с различными ограничениями.
*слайд*Ещё один игровой прием это Коллективная изобразительная деятельность, которая способствует активному вовлечению детей и родителей в образовательно-воспитательный процесс и как метод обобщения навыков и умений. Посредством совместного творчества обогащаются детско-родительские отношения. Это взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности. Дети начинают понимать, что от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполняет свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в социализации дошкольника.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Новый подход к игровой поддержки развития детей определяет и новые требования к подбору игровых средств и игрушек. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности. В лекотеке большое разнообразие развивающих и сюжетных игр, физкультурное, офтальмологическое, коррекционное,а так же высокотехнологическое оборудование. Включающее программы
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Лекотека дает возможность родителям видеть, как развиваются дети, радоваться этому и наслаждаться общением со своим ребенком, такаядеятельность должна формировать у родителя потребность и интерес к дальнейшему изучению особенностей своего ребенка, перспектив его развития, трезвого отношения к оценке условий семейного воспитания. Но на этом этапе специалисты Лекотеки часто сталкиваются с большими трудностями: родители, обращающиеся к нам за помощью, имеют разные способы реагирования, личностные установки, модели семейного воспитания.
И в заключении «Лекотека» это модельспецифического дошкольного образования для поддержки усилий родителей по развитию личности ребенка с ограничениями;
- формирование предпосылок к обучению;
гармонизацию родительско-детских отношений,
социализации детей с ОВЗ.