Юлия Шмелева
Реализация образовательных областей в ходе подготовки и проведения праздника
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2.
Пришедший на смену ФГТ Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования сократил количество образовательных областей до пяти. И существовавшая ранее область «Музыка» вошла в «Художественно-эстетическое развитие».
Слайд 3.
В соответствии с ФГОС развитие детей должно осуществляться во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, то есть они должны интегрироваться.
Слайд 4
Публикация «Реализация образовательных областей в ходе подготовки и проведения праздника» размещена в разделах
Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы, так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Значит, и область «Художественно-эстетическое развитие» может легко интегрироваться со всеми другими областями.
Слайд 5.
Вариативность использования метода интеграции довольно многообразна :
Полная интеграция (например, интеграция музыкальной и изобразительной деятельности : когда восприятие песни может сопровождаться передачей музыкальных впечатлений в рисунке);
или частичная ( где может интегрироваться музыкальная деятельность и восприятие художественной литературы: когда для раскрытия образа музыкального произведения используется чтение стихотворения).
Интеграция на основе единого образовательного проекта.
Слайд 6
Для дошкольного образования наиболее актуальны типы проектов, которые вы видите на экране. По классификации Е. Евдокимовой образовательные проекты различаются по представленным здесь признакам, которые предоставляют безграничные возможности для нашей проектной деятельности. Приведу несколько примеров. Например, краткосрочный игровой проект «Музыкальный зоопарк», когда в течение нескольких занятий дети знакомились с произведениями К. Сен-Санса «Карнавал животных», собирали информацию о персонажах, в группе была организована выставка рисунков по мотивам этих произведений. Итогом проекта стал КВН «В мире животных», где дети отгадывали загадки, выполняли творческие задания, в игровой форме определяли названия пьес К. Сен-Санса.
Реализовали творческий проект «Сказки, рассказанные музыкой». После слушания пьесы С. Прокофьева «Сказочка» дети совместно с родителями сочиняли свою сказку, навеянную музыкой. Была собрана небольшая книга сказок с иллюстрациями.
Также в контакте с семьей может быть осуществлен и приурочен ко Дню Победы проект «Военные песни». В контакте с учреждением культуры, а именно ДШИ был реализован проект информационный проект «Музыкальные инструменты». Приключенческий проект «Богатыри земли русской» объединил детей двух подготовительных групп : они знакомились с историей российской армии, родами войск, а затем встретились, чтобы померяться силой богатырской на празднике «День защитника Отечества».
Слайд 7
Предлагаю рассмотреть творческий проект «Пришла весна» для детей подготовительной группы, итогом которого является весенний праздник.
Цель и задачи этого проекта вы видите на экране.
Слайд 8
В постановке цели и задач этого проекта мне помогли целевые ориентиры, которые представлены в ФГОС в разделе 1V (пункт 4.6). Это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в в младенческом и раннем возрасте
Слайд 9
и на этапе завершения дошкольного образования.
Слайд 10
Реализация творческого проекта происходит по определенному плану и состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
Слайд 11
На подготовительном этапе организуется работа творческой группы, которая разрабатывает план подготовки к весеннему празднику и сценарий праздника.
Слайд 12
На основном, организационно-практическом этапе осуществляется активная деятельность педагогов, родителей, совместная деятельность детей и взрослых, которую вы видите на экране.
Слайд 13
Деятельность музыкального руководителя на этом этапе осуществляется на занятиях, также проводится развлечение.
Предлагаю рассмотреть, как мной решается цель проекта: способствовать художественно-эстетическому развитию детей посредством интеграции образовательных областей в процессе подготовки весеннего праздника.
Слайд 14
Интеграция с областью «Социально-коммуникативное развитие» происходит практически на всех музыкальных занятиях и в разных видах музыкальной деятельности. Я использую игры и игровые приемы, где дети учатся различать настроение музыки. Например, предлагаю выбрать матрешку, настроение которой соответствует прослушанной музыке. А во время слушания произведения А. Вивальди «Весна», я использовала прием «Цвет – настроение», когда дети при помощи цветика-многоцветика выбирали лепесток, условно соответствующий настроению музыки (розовый – нежный характер музыки; оранжевый - радостный, темно-синий– с мрачным, тревожным и т. д.
В упражнениях и играх «Дед и дети», «Колобок» укрепляются дружеские отношения между сверстниками. Обязательно на каждом занятии даем оценку самим себе и действиям других, обсуждаем с детьми особенности выразительного исполнения песен и танцев.
Слайд 15
Во время развлечения «Времена года» происходило активное общение детей с ведущим, с персонажами, друг с другом. Дети демонстрировали владение нормами поведения, сопереживали происходящему.
Слайд 16
Очень любим вместе с детьми просматривать записи с нашими выступлениями на концертах, праздниках. Детям нравится обсуждать свои выступления, смотреть на себя со стороны – это помогает видеть свои достижения и замечать ошибки.
Музыкально-театрализованная деятельность также способствует развитию коммуникативных способностей, самоутверждению в коллективе. К весеннему празднику мы готовим сценку «Как лес обидели». Исполняя роли лесных жителей, Весны, хулигана Гришки, дети не только представляют, но и эмоционально переживают поступки своих персонажей. Именно в этой деятельности у детей появляется возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.
Слайд 17
Осуществляя интеграцию и с образовательной областью «Познавательное развитие», я постоянно, а не только в рамках этого проекта, знакомлю детей с музыкальными инструментами, композиторами, терминами и т. п.
Слайд 18
Так, готовясь к Масленице, дети узнавали о национальных традициях, знакомились с играми, песнями, костюмами, бытом своих предков. Конечно, не могли в этом году обойти вниманием Олимпиаду. Итогом стало развлечение «Россия рада – у нас Олимпиада».
Слайд 19
Интеграция с областью «Познавательное развитие» прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. Например, при втором слушании песни о весне, я предложила детям игру «Сложи песню», где они условно-схематически моделировали форму песни, при этом ими различались геометрические фигуры, обозначающие части песни, подсчитывалось количество куплетов. Моделирование я активно использую и при разучивании танцев, музыкальных игр, что помогает детям быстрее запомнить последовательность игровых или танцевальных движений, смену танцевальных фигур. Как и большинство музыкальных руководителей, использую музыкальный конструктор: все знают, как активно он развивает звуковысотный, ритмический слух, а также математические представления (прямой, обратный счет).
Слайд 20
Область «Познавательное развитие» предполагает и развитие воображения и творческой активности детей. Ииспользую систему заданий. Один из самых любимых детьми методов – передача характера музыки в движении (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо-пластика, образные и танцевальные движения). Он побуждает детей к экспериментированию и является наиболее действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка.
Не менее интересна детям оркестровка. Оркеструя «Лунный вальс» И. Дунаевского, дети опирались на таинственное звучание этой музыки и поэтому выбрали только те музыкальные инструменты, которые имеют нежное, легкое звучание.
Также использую озвучивание небольших стихов и сказок, когда дети находят подходящие звуки, соответствующие звуковой картине стиха. Например, рассказывая сказку о дождике, дети сопровождали реплики дождя импровизациями на треугольнике, на металлофоне.
Знакомясь с тем, какими средствами композиторы передают в музыке сказочные образы, предлагаем детям поиграть в «Музыкальный театр» и инсценировать известные народные сказки.
Слайд 21
Интеграция с областью «Речевое развитие» при обсуждении характера музыкального произведения: дети подбирают к музыке эпитеты, при этом активно обогащается словарь, развивается речевое творчество; в беседах развивается связная, грамматически правильная речь. Постоянно при разучивании песен обращаю внимание на правильное произношение.
Часто использую и художественное слово. Чтение маленьких сказок углубляет понимание музыкального образа - например, сказка-легенда о подснежнике звучит перед слушанием пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». При исполнении песен весенней тематики я обращалась к стихам А. Пушкина, А. Плещеева. На развлечении дети сами читали стихи, участвовали в инсценировках, при подготовке которых развивается звуковая и интонационная культура речи. Разучиваются стихотворения и к весеннему празднику.
Слайд 22
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие и понимание произведений искусства - словесного, изобразительного, музыкального) часто реализуется в деятельности «Слушание музыки». Исполнение музыкальных произведений на весеннюю тематику я сопровождала показом художественных иллюстраций. А после слушания произведений А. Гречанинова и П. Чайковского «Подснежник» я предложила детям самим в группе или дома запечатлеть свои музыкальные впечатления на бумаге. Прием «Цвет - настроение» помогает и в этом: он способствует формированию представления о выразительности цветовой гаммы и осознанного выбора цвета в рисунке.
Слайд 23
В ходе реализации проекта «Весна-Красна» происходила интеграция с образовательной областью «Физическое развитие». Содействуя в овладении детьми различными движениями, разучиваем танцы, хороводы, музыкальные игры.
Слайд 24
В деятельности, которая проходит сидя, постоянно слежу за осанкой детей, использую упражнение «Баба-Яга». В певческой деятельности использую упражнения дыхательной гимнастики.
Так я реализовала интеграцию образовательных областей на втором этапе проекта.
Слайд 25
На третьем этапе проекта проводится праздник. Это итог творческого проекта «Весна - Красна».
В ходе проведения праздника интеграция всех образовательных областей тоже реализуется, так как мы используем все виды деятельности, что и на втором этапе проекта.
В заключение хочу отметить, что интеграция образовательных областей на основе творческого проекта помогает заинтересовать детей, увлечь в эту деятельность. То есть способствует развитию свободной творческой личности ребенка.