Наталья Пугалова
Презентация Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1.
Изучать математику с ребёнком трёх лет – это весёлое и увлекательное занятие, заниматься которым можно в любое время. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр, задач, развлечений. Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание, на то, что малыши часто отвлекаются, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Проанализировав данную проблему, я пришла к выводу, что в дидактических играх больше возможности формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Публикация «Презентация Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Я подобрала и систематизировала ряд дидактических игр направленных на развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Разработала перспективный план, целью которого является включение во все виды детской деятельности развитие элементарных математических представлений.
Слайд №2- «Высказывание»
Дидактические игры и упражнения направленные на развитие математических представлений – это игры, способствующие развитию умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минский в книге «От игры к знаниям», Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко предлагают развивать и закреплять математические представления в разных видах деятельности. В этой области занимались такие учёные, как М. Монтессори, А. А. Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова. Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры.
Слайд№3-«Актуальность»
Актуальность данной темы вижу в том, что формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.
Слайд№4-«Цель»
Целью своей работы я ставлю использование дидактических игр и упражнений для лучшего развития математических и других способностей детей, потому что дидактическая игра поможет ребёнку чему-то научиться в лёгкой, непринуждённой форме, разовьёт умственные способности ребёнка.
Слайд№5- «Задачи»
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому я при проведении дидактических игр и упражнений ставлю перед собой задачу развивать на ряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольника. Обучение математике должно происходить в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку, поощряя стремление высказать своё мнение, дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат.
Слайд№6- «Условия»
При подборе и проведении дидактических игр и упражнений я учитывала следующие условия: игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей. При этом роль несложного и в то время занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
Слайд№7- «Используемые технологии»
Свою работу строю с учётом государственных федеральных требований и опираюсь на следующие технологии:
М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва Мозаика-Синтез 2005г.
-Л. Ю. Козина «Игры для дошкольников по математике» Москва 2008г.
-В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва Мозаика- Синтез 2008г.
-Е. А. Алябьева «Игры по развитию логического мышления» Москва-Синтез 2010г.
-В. А. Кутецкий «Психология математических способностей дошкольников» Москва-Кноус, 2005г.
Слайд№8- «Дидактические игры и упражнения»
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию внимания, мышления, памяти, речи, логики и всех мыслительных процессов. Играя с ребёнком в дидактические игры мы так же развиваем способность к наблюдению, сравнению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, к творческому воображению, точность, настойчивость, то есть воспитываем эмоционально-волевую сферу ребёнка.
Слайд№9- «Учимся различать количество предметов»
На третьем году жизни у ребёнка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях между предметов ближайшего окружения. Поэтому перед педагогом стоит задача – формировать умение различать количество предметов: «много», «мало», «один». Для решения этих задач можно использовать следующие игры:
«Расскажи про наши игрушки»
«Цветные автомобили»
«Курочка и цыплята»
«У зайки день рождения»
«кому сколько нужно» и другие.
Слайд№10- «Учимся различать предметы по форме»
В процессе игр и активной деятельности с предметами у детей развиваются представления об их величине и форме. Воспитатель формирует опыт различения предметов контрастных размеров, активно использует игрушки, имеющие выраженную форму сенсорных – геометрических эталонов – шар, куб.
Для знакомства с этими формами я использую игры:
«Катится, не катится»
«Строим дом»
«Прокати шарик в ворота»
«Что ты достал?»
«Что в мешочке?» и другие.
Слайд№11- «Учимся различать величину»
Следует привлекать внимание малышей к предметам контрастных размеров (большой-маленький) .
Игры на различие предметов по величине:
«Мишка и Мишутка»
«Прятки с картинками»
«Кто найдёт такой же»
«Грузовик привёз кубики» и другие.
Слайд№12- «Образовательная область познания»
В ноябре, после адаптации детей, был проведён мониторинг по всем образовательным областям. Развитие элементарных математических представлений входит в образовательную область «познание», так же в эту область входят конструирование, ознакомление с окружающим, ознакомление с природой, сенсорное воспитание. В этой области были выявлены следующие результаты: низкий уровень составил 32%, средний – 68%, на высоком уровне не было никого. После проведённой мною работы по развитию элементарных математических представлений через дидактические игры и упражнения в конце марта был проведён промежуточный срез знаний малышей, результаты показали следующее: низкий уровень составил 9%, средний – 73%, высокий – 18%. Как мы видим из данных мониторинга дидактические игры и упражнения помогли лучше усвоить и развить элементарные математические представления у детей.
Слайд№13- Итог
Таким образом, в игровой форме прививая ребёнку знания из области математика, вы научите его выполнять различные действия, разовьёте память, мышление, творческие способности. Играя с ребёнком, вы получите ощущение радости, откроете в нём новые удивительные черты характера, прививайте ему желание учиться, познавать новое.
«Учимся различать величину»
Цель:
Развивать умение различать предметы по величине, закреплять основные цвета, развивать мелкую моторику рук.
«Учимся различать количество предметов»
Цель:
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Формировать умение различать количество предметов «много», «мало», «один».
Закреплять цвет предметов, развивать логическое мышление.
«
Учимся различать предметы по форме"
Цель:
Формировать умение различать предметы по форме (шар, куб,
Закреплять знания цветов, развивать логическое мышление, внимание.
«
Разноцветные пуговицы»
Цель:
Развивать умение различать предметы
по величине, закреплять основные цвета,
развивать мелкую моторику рук.
Привлекать детей к формированию
групп однородных предметов.
Формировать умение различать
количество предметов «много»,
«мало», «один».
«Отгадай, что в коробке».
Цель:
Формировать умение различать предметы по форме (шар, куб,
развивать логическое мышление, внимание
«Геометрическая мозаика»
Цель:
Закреплять умение детей
ориентироваться в соотношении
плоских геометрических фигур,
развивать внимание, память,
логическое мышление,
мелкую моторику рук.