Соколов Андрей
Презентация-путешествие «Основа слова» для 1 класса
Класс : 3
УМК:
Тема: «основа слова»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: формирование понятия основа слова, ее значением в словообразовании
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «основа слова», умение находить и выделять основу в слове
Публикация «Презентация-путешествие „Основа слова“ для 1 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающая: развивать монологическую речь обучающихся через использование алгоритма ответа; развивать умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
Воспитывающая:содействовать воспитанию чувство коллективизма и отзывчивости через работу в парах, группах, аккуратности, дисциплинированности
Оборудование:док. камера, интерактивная доска, тетради, учебник, раздаточный материал
УУД:
Предметные:
Должны знать:
-определять части слова по алгоритму
-различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова
Должны уметь:
-Метапредметные:
Личностные:
1. Положительное отношение к учению
2. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
Познавательные:
1. Умение находить необходимую информацию в учебнике, обрабатывать и применять её
2. Наблюдать и делать самостоятельные выводы
3. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя
Регулятивные:
1. Составлять план работы с помощью учителя
2. Определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Технологии: здоровьесберегающие, развитие критического мышления, проблемно-диалогового обучения, сотрнудничества,
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
(слайд 1)
Заливистый школьный звонок,
Снова позвал на урок.
Будьте все внимательны
И ещё старательны.
Сегодня мы проведем исследование, и откроем новые знания.
- А вы знаете, кто такие исследователи?
Обобщение учителя (это люди, которые занимаются научными исследованиями, выясняют, изучают что-то новое)
- В роли исследователей выступите вы сами
- Я буду консультантом и координатором ваших действий.
Оценивать свою работу вы будете с помощью листов самооценки (демонстрация под документ камерой). Где вы должны будете поставить баллы:
3 балла –с заданием справились без ошибок,
2 балла – допустили ошибки при выполнении,
1 балл – было сложно, с задание не справился.
Уважаемые исследователи приступим к работе.
-Откройте свои тетради запишите число
Соблюдайте правильную осанку во время письма.
Посмотрите на слайд. Перед вами слово. Прочитаем его.
Посмотрите на доску
при став к (интерактивная доска)
выделите части слова
-В этом слове есть ещё одна часть. Попробуйте её найти.
-Получилось ли у вас выполнить это задание? Почему?
Эта часть не делит слово, она может объединять несколько морфем.
-Знаете ли вы, как называется эта часть и как нужно действовать, чтобы её определить?
Название этой части «спряталось» в ребусе
Проявите смекалку и разгадайте ребус. Что получилось? ОСа+НОчь+ВАленки=ОСНОВА (Слайд 3, 4)придумать ребус
- Значит тема нашего урока?
Обобщение учителя (Основа слова) (Слайд 5)
- Цель нашего урока?
Обобщение учителя (Узнатьчто такое основа и научиться находить ее)
- Какие задачи вы поставите перед собой на урок?
- Чтобы исследовать и раскрыть «тайну» данной части слова, мы с вами сегодня должны ответить на 3 вопроса (Слайд 6)
1. Что такое основа слова?
2. Из чего может состоять основа?
3. О чём может рассказать основа?
-Рассмотрите схему на стр 73.
-Из чего состоит основа слова?
-Что в основу не входит?
- А как вы понимаете слово основа?
Обобщение учителя (основная часть слова, но без окончания)
Теперь посмотрите в учебнике на стр 95, и проверьте, совпали ли наши предположения
1. Прочитать про себя
2. Прочитать вслух
-Уважаемые исследователи. Мы ответили с вами на 1 вопрос. Могу сказать, что справились вы довольно хорошо
Оцените работу в оценочном листе (3 бальная система). Напомнить по баллам
- Приступим ко 2 вопросу.
Из чего может состоять основа?
Чтобы ответить на второй вопрос, будем работать в группах (раздаются карточки с заданием для каждой группы)
Разберите слова по составу
1 группа: Наездники, езда.
2 группа: переезды, переезды
-Определите части слова по алгоритму :
• Определяем окончание, для этого меняем форму слова
• Определяем основу слова (все части слова без окончания)
• Определяем корень слова, для этого подбираем однокоренные слова
• Определяем приставку и суффикс, если это есть
Ваша задача выполнить задание по карточкам, обсудив их в группе.
(Представители каждой группы сообщают классу о наблюдениях и полученных выводах. На их основе делается общий вывод по теме урока.)
-Из чего состоит основа слова (каждое слово проговорить)
Физминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг. ("нарисовали" руками круг)
-Физминутка для глаз
-Нам нужно выполнить задание, вы должны соотнести схему со словом к которому оно подходит
Оцените работу в оценочном листе (3 бальная система)
-Ребята, мы ответили с вами еще на один вопрос. Мы стали ближе к концу исследования
Чтобы ответить на третий вопрос:«О чём может рассказать основа?» - рассмотрите две группы слов. Что общего у слов каждой группы. Сделайте вывод. (Совещание в парах) (на доске)
зимний зима
зимняя зимовка
зимнее зимний
-Почему эту часть слова назвали основой?
-О чём может «рассказать» основа слов?
-Вот мы и ответили на 3 вопрос,наше исследование подошло к концу
Оцените свою работу
Оцените работу в оценочном листе (3 бальная система)
-Вот мы и ответили на 3 вопрос, наше исследование подошло к концу
- Какое открытие сделали на уроке?
Оцените свою работуна уроке
Посчитайте свои баллы общее количество и оцените себя
(слайд 11)
«5» 9-8 б
«4» 7-6 б
«3» 5 б
От 4 и ниже тебе еще нужно поработать
Встаньте те, кто поставил себе отметку 5.
Свои карточки с оценочными листами отправьте мне на проверку
– Какова была цель нашего урока?
– Скажите, что такое основа?
– Что входит в основу слова?
-Сейчас мы подведем итог нашего урока, а поможет нам в этом игра «составь слово по подсказкам»
1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из 3х частей
2. Корень тот же, что в словах : обмен, меняла, изменить
3. В приставке 2 буквы е
4. Суффикс тот же, что в словах : травка, шубка
5. Окончание первая буква алфавита
Какое слово получилось
А сейчас перемена, урок окончен. До свидания
-Слова зимняя, зимнее, зимнее – форма одного и того же слова (меняется только окончание, основа одинаковая). Слова зима, зимовка, зимний – родственные слова (основы разные
- Потому, что эта часть не изменяется, когда образуется новая форма слова, меняется только окончание.
- Форма это одного слова или родственные слова.
Оценочный лист
Что такое род имен существительных?
1-3 балла Слова -помощники
1-3 балла Как определить род имени существительного?
1-3 балла Суммабаллов Оценка