Аноним
Презентация по трудовому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Разработан педагогами Тулаевой Е. Б. и Зулькарнаевой М. Р.
СЛАЙД №1
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство,
которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
К. Д. Ушинский
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Публикация «Презентация по трудовому воспитанию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Дети в моей группе выполняют поручения с удовольствием и доводят начатое дело до конца. Регулярно выполняют такие виды труда, как самообслуживание, труд в природе, ручной труд, хозяйственно - бытовой труд.
СЛАЙД №2
В своей работе мы применяем следующие технологии: (на слайде). Мне хотелось бы представить вам их в работе.
СЛАЙД №3
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Задачи исследовательской деятельности:
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
*Стимулировать желание детей экспериментировать
СЛАЙД №4, 5, 6
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности, которые мы применяем
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
СЛАЙД № 7
Опыт работы с детьми показал, что одним из средств развития творческого познания в труде может стать использование алгоритма решения изобретательских задач при выходе из проблемных ситуаций. Помогаю увидеть наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, т. е. открываю перед детьми тайну двойного.
Например, тема «Мыло». Игра «Хорошо – плохо».
Мыло это хорошо, потому что вкусно пахнет, легко мылится, получаются мыльные пузыри, пена, чисто моет, отстирывает грязь, убивает микробы, чертит, рисует на ткани, на цветной бумаге.
Но мыло это и плохо, потому что скользкое, щиплет глаза, сушит кожу, долго смывать, прополаскивать, может вызвать аллергию.
И так на любом примере: вода, дерево, металл, любой трудовой инструмент (нож, гвоздь, молоток и т. д., бытовая техника (пылесос, утюг, микроволновая печь, электрический чайник и т. д.).
Затем, предлагаю детям проблемные ситуации, которые они решают с помощью алгоритма, т. е. находят решения, при которых можно получить оптимальный результат.
Пример проблемной ситуации с мылом.
Дети заходят в умывальную комнату, а вместо мыла в мыльницах лежат деревянные брусочки.
(Это не мыло).
– А почему вы так решили? Докажите.
(Они не мылятся, нет пузырьков, пены, твёрдые, сделаны из дерева, не тонут в воде, не душистые, нельзя рисовать на ткани).
Приходит в гости Незнайка, посадить некуда, все стулья грязные.
– Куда посадить Незнайку?
Это и есть ситуация, которая представляется детям. Незнайка сам должен помыть себе стул, потому что ему необходимо сесть, но он не может этого сделать, потому что не умеет. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
– Что же нам делать?
(Пусть стул помоет няня).
– Но няня занята, она моет посуду.
(Принести стул из соседней группы).
– Но там все стулья заняты детьми, им читают книгу.
И постоянно дети приходят к решению: что надо научить Незнайку мыть стул.
Так решая проблемные ситуации, дети чувствуют собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. Дети получают положительный эмоциональный настрой.
•Хочется рассказать ещё об одном приёме, который я очень люблю использовать – это приём ЭМПАТИИ. Дети представляют себя на месте наблюдаемого объекта.
Например, ребёнку предлагается ситуация.
– Что, если бы ты превратился в стул?
– Представил?
– Как бы ты хотел, чтобы с тобой обращались?
(Бережно, не кидали меня, не качались, не прыгали на мне, следили, чтобы был чистым).
– Кого ты боишься?
(Тяжёлых людей, кошек, потому что они меня царапают, быть сломанным, грязным).
– С кем бы ты подружился?
(С другими стульями, со столом, с добрыми и заботливыми детьми).
– О чём ты мечтаешь?
(Стать креслом, мягким стулом, стоять в музее, во дворце, попасть в сказку, чтобы на мне сидела красивая девочка).
Как показал опыт работы, дети с радостью ждут от нас ежедневных чудес, открытий, волшебства, представлений.
СЛАЙД №8,9
Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Поэтому, мы их применяем в своей работе и особое внимание уделяем созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.
В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр: игры – путешествия, конкурсы, викторины, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации.
СЛАЙД №10
Хотелось бы ещё отметить такой метод как экологическая тропинка.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека.
СЛАЙД № 11,12,13
Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе. Содержанием такого проекта направлено в первую очередь на воспитание высоко нравственного человека, с уважением относящегося к окружающей природе. Это не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и умение оценить результаты не только своего труда, но и главное сберечь все, что достигнуто или сделано. Поэтому проекты, связанные с трудом в природе благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования.
СЛАЙД №14,15,16,17
Достичь хороших результатов в трудовом воспитании нам помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:
- участие в акции «Чистый участок»;
- изготовление инвентаря для организации трудовой деятельности (носилки, лопаты, ведра);
- пошив фартуков для трудовой деятельности;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин»);
- организация совместных творческих выставок и конкурсов детей и родителей «Чудеса осени», «Парад ёлочек», «Кормушка для птиц», «Мамины руки не знают скуки»;
- изготовление снежных построек на участке детского сада;
СЛАЙД 18
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Стоит помнить, что любая форма трудового воспитания, будь то дежурство или поручение, принесёт свои положительные плоды только тогда, когда работа будет систематичной и продуманной