Виктория Полтинкина
Проект «Первый раз смотрю в космос»
1. Введение
"Космонавтика имеет безграничное будущее,
и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная» (С. П. Королев)
Все мальчишки, а сейчас и девчонки, мечтают стать космонавтами.
Эта настолько актуально для современных детей, потому что инопланетный мир для них почти что свой, космические пираты, звёздные войны и другие летающие транспортные средства вызывают у них естественное для них понимание. Поэтому нужно и можно постоянно формировать представления о космосе.
Публикация «Проект „Первый раз смотрю в космос“» размещена в разделах
Уже издревле людские взоры были устремлены в небо. На земле человек ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба, для них оно было «живым».
Актуальность: Непосредственно всё о Космонавтике – это обширная тема для изучения, она всегда вызывает интерес у детей и способствует развитию дошкольника.
Проблема: способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Объект: представление о космосе, со всеми его составляющими.
Предмет: планеты Солнечной системы и Земля как уникальная планета, на которой есть жизнь.
Гипотеза – если я получу много информации о космосе, а именно о планетах солнечной системы, о звездах, об освоении Космоса людьми, то обязательно смогу заинтересовать своими рассказами всех мальчишек нашей группы и не только.
Цель: сформировать представления о космическом пространстве, о том, как люди осваивают Космос.
Задачи:
- узнать, что такое «Космос», «Космическое пространство»;
-расширить представление о многообразии Космоса;
- сформировать понятия о Вселенной;
- воспитать чувство гордости за ученых России и рассказать своим сверстникам о празднованию Дня космонавтики.
Я в своей работе использовал различные методы:
1) аналитический;
2) наблюдение;
3) сравнение;
4) игровые занятия;
5) описание;
6) эксперимент.
Для создания наглядного представления использую материал: фотографии, глобус, карта планет Солнечной системы, и др. материал.
Вывод: – завтра обязательно я буду иметь больше друзей и больше знаний, потому что смогу рассказать сверстникам все, что знаю о Космосе.
Этапы реализации проекта :
1 этап
- Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.
- Интервьюирование: «выявление первоначальных знаний детей о космосе»
2 этап
- Проведение цикла бесед о космосе в группах.
- Организация сюжетно – ролевых игр с космической тематикой.
3 этап
- Организация выставки работ о Космосе
- Конкурс «Подготовь рассказ на космическую тему»
2. Основная часть
Первый : Подготовительный этап проекта
Космос – это все, что существует за чертой земной атмосферы. Расположенное между планетами, лунами и звездами пространство – вакуум, называемый средой.
Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.
В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет – наша Земля.
Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.
Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.
Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.
В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.
Второй этап проекта - практический
Интервьюирование: «выявление первоначальных знаний детей о космосе»
-Ребята, что такое «Космос»?
- Соня, как ты думаешь, звезды далеко или близко?
Проведение цикла бесед о космосе в группах
Беседа: «Как летит ракета»
Беседа: «Планеты или звезды»
Беседа «Кто летает в Космос»?
Публичное выступление ребенка с использованием наглядного материала:
- Ребята, а планет в Солнечной системе всего - 9
- Наша планета называется «Земля»…
Организация сюжетно – ролевых игр с космической тематикой
1. Игра "Что возьмем с собой в космос"
Разложите перед ребятами рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.
Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.
2. Игра "Космический словарь"
Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.
Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.
Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.
3. Игра "Ориентируемся по звездам"
Представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звездочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.
Накройте стол покрывалом – это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезайте туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и все, что вы видите, это звезды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).
Покажите, как можно ориентироваться по звездам, чтобы найти дорогу.
Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.
4. Игра "Космические камни"
На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.
Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.
5. Игра – задание
Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце. Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.
Знакомство с праздником День Космонавтики :
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
Третий этап проекта - практический
Выставка работ о «Космосе»
Заключение
Все вопросы, которые я задавал ребятам о Космосе и космических объектах, позволил мне сделать ряд важных выводов:
-Все задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, очень интересна.
-Данный проект помог мне научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, и применять.
Работа по проекту осуществлялась в нескольких направлениях (с детьми и их родителями) познавательной – «Вопросы о Космосе»; моделирование руками детей «Большая ракета»; игровой – «Космические игры»; чтение художественной литературы художественное творчество «Космические рассказы».
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: иллюстрации, карта – схема Солнечной системы, модели глобусов, карты звёздного неба, фотографии и т. д.
В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать анализировать. Работа проходила последовательно и в системе. Родители нам помогали.
Таким образом, в процессе реализации проекта «Первый раз смотрю в Космос» гипотеза подтвердилась полностью, т. е, у детей расширились естественные представления о космосе и проявилось творчество. Я теперь много знаю и могу сам рассказать другим детям о достижениях отечественных учёных и космонавтов.
Гипотеза – если я получу много информации о космосе, а именно о планетах солнечной системы, о звездах, об освоении Космоса людьми, то обязательно смогу заинтересовать своими рассказами всех мальчишек нашей группы и не только.