Субботина Екатерина
Патриотическое воспитание дошкольников через формирование представлений о малой Родине во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ
Слайд 2,3
Перед отечественным дошкольным образованием продолжает стоять проблема воспитания у дошкольников ценностного отношения к родной стране и воспитания основ гражданственности. Ценностное отношение к родине является важной составляющей опыта личности, поэтому наиболее значимо на первой ступени образования – дошкольном образовании.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через формирование представлений о малой Родине во второй младшей группе» размещена в разделах
Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для развития высших нравственных чувств, воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Через накопление детьми социального опыта жизни и усвоении принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного города и родной страны происходит воспитание у дошкольников гражданских чувств. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился.
Слайд 4
Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Восхищаясь и удивляясь всему, что ребенок видит перед собой, находит отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви и привязанности к своей семье, своему дому, к своему детскому саду.
Слайд 5
Для того, чтобы сформировать у детей представления о малой Родине, решается целый комплекс задач:
Задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда;
формировать доброжелательное отношение друг к другу;
продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо;
приучать детей к вежливости;
развитие интереса к традициям и промыслам родного края.
Работа по формированию представлений о малой Родине идет интегрировано по всем областям:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие».
Все эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, во время познавательной деятельности, художественно-продуктивной деятельности и т. д.
Слайд 7,8
«Родная семья»
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком — членом семейного сообщества.
Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья, членов семьи, из взаимосвязь, историю своей семьи, связь времен, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.
Поэтому большое внимание уделяется воспитанию любви к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Использование бесед, сюжетно-ролевых игр по данной теме, привлечение детей к продуктивной деятельности, рассматривание семейных альбомов и т. д., позволяет закрепить знание родственных связей, а также знания и представления о жизни семьи, ее традициях, генеалогическом древе. Рассказывая о своих родных, ребенок учится сопереживанию, уважению к старшим и сам того не замечая, проникается гордостью за свою семью и за каждого из своих родных.
Слайд 9-14
«Мой любимый детский сад».
Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок полюбил детский сад, чтобы жизнь детей была насыщенной, интересной и запоминающейся. Привязанность детей к детскому саду связана с тем, как много знают о нем дети, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Большую роль играет адаптационный период, когда впервые происходит знакомство с детьми, дети знакомятся друг с другом, с помещениями группы и их назначениями, предметами, находящимися в группе, а также с участком группы, территорией детского сада и его зданием. Обращается внимание детей на то, что в группе все сделано так, чтобы им было удобно и хорошо. Проводится знакомство с трудом воспитателя и помощника воспитателя. Организуются экскурсии по детскому саду, во время которых дети знакомятся с трудом повара, медсестры, прачки, заведующего, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, а на прогулках с трудом дворника. С детьми проводятся беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, о важности их труда, дидактические игры, направленные на то, чтобы дети могли свободно ориентироваться в помещении детского сада и на его территории, продуктивная деятельность, организуется труд, во время которого каждый ребенок начинает осознавать, что он объединяет людей, требует слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
Слайд15-17
«Мой город».
Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Детям трудно представить, что такое город, поэтому необходимо знакомить их с этим понятием, необходимо показать, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Вместе с детьми рассматриваются дома, обращается внимание на то, что домов много, они все разные, расположены на улицах, у каждой улицы есть свое название, у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер. Привлекается внимание детей к объектам расположенных на близлежащих улицах: школе, почте, аптеке, больнице, магазин и т. д. : рассказывается об их назначении и подчеркивается, что все это создано для удобства людей. Расширить, закрепить и систематизировать знания и представления детей о родном городе, его достопримечательностях, исторических зданиях, памятниках, зданиях культуры и спорта помогает проведение виртуальные экскурсий по городу, посещение театров с родителями, проведение викторин.
С историей родного края, традициями и культурой мы знакомили на образовательной деятельности по познавательному развитию. На занятии «Путешествие по родному городу» мы с детьми познакомились с достопримечательностями города Уфы. Дети с интересом вспоминали те места, где можно отдохнуть – это и парки отдыха, и цирк, и кинотеатры.
Знакомству с народными промыслами края, с народными умельцами республики помогает использование дидактических игр. В продуктивной деятельности можно использовать разнообразные художественные техники: рисование, аппликация, объемная аппликация, коллаж, конструирование из бумаги, из бросового материала и др.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь. Для решения поставленных задач используются русские и башкирские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны характера человека: смелость, честность, доброта, трудолюбие, любовь к матери, к Родине, народные сказки.
Проводится знакомство детей с литературными произведениями земляков:
К. Даяна, Ф. Рахимгуловой, Ю. Гарея, К. Киньябулатова и других.
Слайд 18-22
Одновременно проводится знакомство с природой родного края, для этого используются экскурсии, наблюдения, показ слайдов, подвижные и дидактические игры и т. д.
Родная природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний, оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают главного.
Взрослые формируют умение не только смотреть, но и видеть, какие изменения происходят в природе, воспитывают многие положительные качества личности: жизнерадостность, чуткое и бережное отношение ко всему живому, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, желание больше узнать о родной природе.
Чтобы приблизить к детям птиц, и помочь им увидеть их своими глазами, мы провели акцию «Птичья столовая». Дети с родителями изготовили кормушки, которые были вывешены на участок детского сада.
Ведущей формой работы по ознакомлению детей с природой родного края у нас являются наблюдения в природе, беседы, экспериментирование. экскурсия,
Свою любовь к братьям меньшим дети проявляют дома, у воспитанников есть и рыбки, и собаки и кошки. Дети стараются самостоятельно ухаживать за ними, а животные отдают детям свою любовь.
Слайд 23-24
Приобщая детей к культуре башкирского народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представления о себе и других как о личности, Усваивая ценности, значимые для всех людей на земле, дети реализуют мировоззренческую позицию, его понимания добра и зла, справедливость, любви и т. п. В младшей группе мы знакомим детей с башкирскими сказками, играми, игрушками. Рассматривая книги, обращаем внимание на красоту одежды башкир, на доступные их возрасту орнаменты. Дети с удовольствием играют в настольные игры, проявляют творчество в аппликации, лепке, рисовании.
Слайд25,26
Тесная связь с родителями является важным условием патриотического воспитания детей. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, театры, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т. д.
Родителям и детям очень понравился совместный досуг «Праздник чая», родители организовали сладкий стол, а дети порадовали родителей стихами, песнями и танцами.
Формируя у детей представления о малой Родине, мы не только расширяем их знания, обогащаем словарный запас, развиваем память, зрительное восприятие, пространственное наглядно-действенное мышление, творческое воображение, но и учим любить, беречь и гордится ей.