Анастасия Уткина
Организация работы по пожарной безопасности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по формированию основ пожарной безопасности
Слайд №2
Противопожарная безопасность-одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослого - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки необходимые для действия в экстремальных ситуациях. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.
Темочки:
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности.
Слайд №3.
Работа по формированию у детей основ пожарной безопасности ведется в нашем детском саду целенаправленно и систематически. На основе интегрированного подхода реализовывается идея формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.
Слайд № 4 Цель: формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Слайд № 5 Задачи: Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях.
Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.
Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам.
- Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем.
Слайд № 6 Принципы:
развивающего обучения (единства воспитательных, развивающих и обучающих задач);
научной обоснованности и практической применимости форм и методов воспитательно-образовательной работы в соответствии с возрастом детей;
интеграции образовательных областей;
организации процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности - игра);
наглядности – применения разнообразного иллюстративного материала, видеофильмов и мультфильмов;
психологического комфорта – снятие стрессовых факторов (страх, тревожности и др.).
Учет региональных особенностей в воспитательно – образовательной работе по данному направлению
Слайд №7 Ожидаемые результаты
1. Правильное поведение в экстремальной ситуации;
2. Умение набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону;
3. Умение четко называть свой адрес;
4. Знать средства пожаротушения : вода, огнетушитель, земля, песок, снег;
5. Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
6. Знать о профессии пожарного;
7. Изменение отношения родителей к пожарной безопасности;
8. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
9. Расширение кругозора детей, словарного запаса,
10. Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности,
11. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми
Содержание работы включает совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.
Образовательная программа, реализуемая в нашем ДОУ, определяет содержание и организацию образовательного процесса детей дошкольного возраста. Содержание программы включает совокупность образовательных областей. Образовательная область “Социально – коммуникативное развитие» содержит раздел формирование основ безопасности жизнедеятельности.
В основе организации образовательного процесса по данному направлению, лежит программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста” ( авторы: Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина). Формирование основ пожарной безопасности детей в нашем дошкольном учреждении осуществляется в разных направлениях. Основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом.
Прежде чем начать работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей, выявили их представления и интересы, уровень коммуникативности, степень сформированности практических умений и навыков. Необходимые знания мы накапливали во время бесед с детьми, наблюдений за их поведением, во время игр и общения друг с другом. Результаты наблюдений позволяют определить первоочередные образовательные цели и способы их достижения.
Слайд №8 Для решения воспитательно-образовательных задач в вопросах обеспечения пожарной безопасности детей в своей работе используем разнообразные формы организации образовательной деятельности:
Слайд №9 кружок по дополнительному образованию «безопасность»
Слайд №10 совместная образовательная деятельность
Слайд №11 экскурсии в пожарную часть,
Слайд №12 досуговая деятельность
Слайд №13 самостоятельная деятельность детей
Приоритет отдаем совместной образовательной деятельности с детьми через индивидуальное, групповое и подгрупповое общение, которая позволяет стимулировать детей к высказываниям, стремлению решать проблемы, выбирая наиболее рациональные способы действия в экстремальных ситуациях, проявлению инициативы.
Основные виды образовательной деятельности детей.
Слайд № 14 Игровая деятельность:
• сюжетно- ролевые игры «Пожарные», «Служба спасения», «Скорая помощь спешит на пожар»;
• театрализация по сказке «Кошкин дом»
• игра-фантазирование «Если бы я был пожарным», «Однажды…»;
• игры со строительным материалом «Пожарная часть», «Пожарная машина»;
• игра экспериментирование «Вода, песок и их свойства»;
• дидактические игры «Важные профессии», «Лото осторожностей», «Что необходимо пожарному, «Собери картинку», «Огнеопасные предметы»
• дидактическая словесная игра «Пожарные»
Слайд № 15 Деятельность на восприятие:
• просмотр видеофильмов по литературным произведениям «Кошкин дом»;
- рассматривание презентаций: «Осторожно огонь», «Правила пожарной безопасности», и др.
• рассматривание иллюстраций книг на темы «Пожар в лесу», «Пожарная машина»;
• прослушивание литературных произведений: «Кошкин дом» С. Маршак, «Как ловили уголька» Ж. Толмазова, загадки об электроприборах Л. Сумина, «Сказка про спички» С. Маршак, «Пожар» Б. Жидков
Слайд №16 Познавательно – исследовательская деятельность:
• решение проблемной ситуации «Как бы ты поступил на месте героя, спасшего детей из огня?»;
• создание коллажей «Правила поведения в горящей квартире», «Опасные предметы», «Новогодняя ёлка»;
• литературная викторина по произведениям о пожаре на тему «Как пожарные спасают людей»;
• выставка книг.
Слайд № 17 Изобразительная деятельность:
• создание тематических альбомов «Пожарная техника», «Труд пожарных», «Это опасный труд – спасать жизнь людей»;
• конструирование из бросового материала пожарной машины, атрибутов для сюжетно –ролевых игр;
• рисование на темы «Огонь – друг,огонь – враг», «Пожарная техника» создание выставки рисунка
• детские иллюстрации к литературным произведениям «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Пожарные собаки» Л. Н. Толстого.
• аппликация «Эти опасные электроприборы».
Слайд №18 Конструирование из разного материала
- конструирование из бросового материала пожарной машины
Слайд № 19 Коммуникативная деятельность:
• свободное общение по поводу прослушанных произведений: «Огонь- друг или враг?», «Спички- это не игрушки?» и др. ;
• свободное общение на темы «Пожар в лесу», «Спичка невеличка и пожар в лесу» и др. ;
• сочинение сказок, рассказов, загадок на тему «Как друзья спасли малыша во время пожара»;
• разучивание загадок, пословиц и поговорок об огне.
Слайд № 20 Музыкально - художественная деятельность:
• разучивание песен и танцев к театрализации и досугам «Кошкин дом» и др. ;
• драматизация сказки «Кошкин дом»;
• досуговая деятельность «Как мы боремся с огнём», «Огонь и друг и враг», «Каждый знает гражданин: пожарный номер – «01»!».
Слайд № 21 Двигательная деятельность:
• подвижные игры «Пожарные на учении», «Кто быстрее потушит пожар», «Огонь – вода»;
• игры с мячом «Раз, два, три, опасные предметы назови», «Хорошо или плохо», «Раз, два, три, какой пожарный расскажи»;
• эстафеты «Потушим пожар», «Пожарные».
Слайд № 22 Трудовая деятельность:
• изготовление атрибутов для сюжетно- ролевой игры;
• создание макетов «Мой дом», «Наша группа», «Пожарный щит»
В соответствии с перспективным планом работы с детьми рассматриваем следующие темы: «Знакомство со службой «01», «Пожароопасные предметы», «Пожар», «Пожар в лесу», «Спички не игрушка – огонь не забава» и др.
Слайд № 23 Посещаем с детьми пожарную часть, где дети знакомятся:
• с трудом пожарных
• тактикой пожаротушения;
• пожарной техникой;
• различными подразделениями (диспетчерской службой)
Слайд № 24 В коридоре детского сада для работы с детьми имеется уголок пожарной безопасности.
Слайд №25 Для успешного освоения детьми программного материала в группах созданы уголки пожарной безопасности, где представлены дидактические игры, детская художественная литература, наглядный материал (фотографии, иллюстрации к сказкам, атрибуты к сюжетно- ролевым играм, театрализациям по литературным произведениям;
Слайд №26 Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому нами создана систематическая, планомерная работа с родителями.
Главной целью по работе с родителями является объяснение необходимости занятий с детьми по пожарной безопасности дома, а также даем родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.
Формы работы с родителями : (перечислить)
- консультации
- родительские собрания,
- памятки,
- папки – передвижки
- совместное работа по изготовлению книжек – малышек, плакатов.
Слайд №27 В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.