Получи документы

Из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии по проекту  «Бережем здоровье с детства»

Cветлана Шарафутдинова
Из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии по проекту  «Бережем здоровье с детства»
▼ Скачать + Заказать документы

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Публикация «Из опыта работы „Здоровьесберегающие технологии по проекту  „Бережем здоровье с детства“» размещена в разделах

1 слайд

Из опыта работы: Здоровьесберегающие технологии по проекту - «Бережем здоровье с детства».

2 слайд

Эпиграф

Всем известно и понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо знать.

Как здоровым стать.

3 слайд

Здоровье — это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Здоровье детей – это будущее страны, поэтому перед педагогами, общественностью, родителями стоит задача

воспитания здорового поколения.

4 слайд

Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:

•Физическое здоровье. Под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.

•Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

•Психологическое здоровье (душевное или психическое) - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи.

Критерии психологического здоровья:

- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

- адекватное социальное поведение;

- умение понимать себя и других;

- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

- умение делать выбор и нести за него ответственность

5 слайд

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры должно стать основополагающим принципом ее формирования.

Остановимся на основных компонентах здорового образа жизни.

•Рациональная двигательная активность.

•Развитие дыхательного аппарата.

•Сохранение стабильного психо-эмоционального состояния.

•Закаливание организма.

•Правильное питание.

Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Только совместными усилиями специалистов разных областей знаний (медицины, физической культуры и спорта, психологии) можно решить эту сложную проблему.

6 слайд (Актуальность)

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

На слайде: Актуальность.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

7 слайд

“Здоровьесберегающая технология” — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

8 слайд

Здоровьесберегающая модель образовательного процесса включает следующие компоненты:

•Использование интегрированных, занятий, в результате которых дети чувствуют себя в комфортном психолого-эмоциональном состоянии, позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности, уверенность в себе, своих возможностях.

•Создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка.

•Личностно-ориентированное образование дошкольников, в результате которого снижается закомплексованность детей.

•Педагогическое направление также включает организацию здоровьесберегающей развивающей среды группы

•Введение в занятия оздоровительных технологий;

•Медико-оздоровительная организация педагогического процесса в группе и семье на основе принципов ЗОЖ

9 слайд

Формы организации здоровьесберегающей работы:

•Физкультурные занятия

•Самостоятельная деятельность детей

•Оздоровительные процедуры в водной среде

•Физические упражнения с закаливающими процедурами

•Физические упражнения после сна

•Физкультурные прогулки на стадион

•Физкультурные досуги и развлечения

•Дыхательная гимнастика

•Пальчиковая гимнастика

•Гимнастика бодрящая

•Подвижные игры

•Утренняя гимнастика

•Сказкотерапия

•Релаксация и др.

10 слайд

Цель проекта:

Укрепление здоровья дошкольников путём внедрения инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ.

11 слайд

Задачи

•Сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

•Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

•Дать представление о значении для здоровья человека физической культуры.

•Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

•Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

•Создать условия для накопления материала и оформления полученной детьми информации.

•Привлечь родителей к решению поставленных задач.

12 слайд

Принципы

•Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания.

•Систематичность и последовательность.

•Индивидуально - дифференцированный подход.

13 слайд

Ожидаемые результаты

•Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния.

•Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года);

•Повышение уровня физической подготовленности.

•Нахождение взаимопонимания с родителями по вопросу здоровьесбережения и ведения здорового образа жизни.

•Совершенствование навыков самостоятельности у детей;

•Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;

14 слайд

На основании проделанной работы по проекту - «Бережем здоровье с детства» были выделены здоровьесберегающие технологии или 10 заповедей здоровья:

Заповедь 1. Соблюдаем режим дня.

Заповедь 2. Регламентируем нагрузки.

Заповедь 3. Свежий воздух.

Заповедь 4. Двигательная активность.

Заповедь 5. Физическая культура.

Заповедь 6. Водные процедуры.

Заповедь 7. Используйте простые приемы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин, лица и тела.

Заповедь 8. Теплый, доброжелательный психологический климат в коллективе.

Заповедь 9. Питание.

Заповедь 10. Творчество.

15 слайд

Заповедь 1. Соблюдаем режим дня.

Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, гулять, играть в одно и то же время. Следует уделять особое внимание полноценному сну (своевременное засыпание - не позднее 21.00-22.00 ,минимальная длительность сна 9- 10 часов. Необходимо регламентировать просмотр телепередач, как по времени, так и по содержанию.

Все это вселяет чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребенка распределять и сохранять физические и психические силы в течение дня, делает его более спокойным и позитивным.

16 слайд

Заповедь 2. Регламентируем нагрузки.

Очень важно регламентировать как физические нагрузки, так и

эмоциональные и интеллектуальные. Другими словами, жить под девизом

«Делу время – потехе час».

Нужно внимательно следить за поведением ребенка. При этом нужно

ориентироваться на его состояние. Потеря внимания, капризы, истерики,

отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок.

При первых признаках этих проявлений следует прекратить или снизить

интенсивность деятельности или общения. При первой же возможности дать ребенку отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе.

Внимание! Превышение даже эмоционально-положительных нагрузок

(увлекательные игры, радостное общение – особенно у детей 3-5 лет) может

привести к перегрузкам и как следствие к негативным результатам. Если мы,

взрослые, вовремя не примем меры и не прекратим или не снизим нагрузки

ребенка, за этим состоянием могут последовать истощение, недомогание,

истерика, а затем и болезнь.

17 слайд

Заповедь 3. Свежий воздух.

Свежий воздух необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия. Нехватка кислорода приводит к быстрой утомляемости и истощаемости. Для

хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо

пребывание на свежем воздухе минимум 3 часа в день и в проветренном

помещении во время сна.

Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка.

18 слайд

Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительных систем, но и возрастает количество

эритроцитов и гемоглобина в крови.

19 слайд

Заповедь 4. Двигательная активность.

Движение – это естественное состояние ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого - детская площадка, парк, так как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.

Пусть ваш ребенок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает, плавает.

20 слайд

Заповедь 5. Физическая культура.

Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств,

уверенности в себе, ответственности, умения дружить.

21 слайд

Видов физической культуры очень много: утренняя гимнастика,

физкультминутки, физкультурные занятия в детском саду, дыхательная

гимнастика, гимнастика для глаз и др. И, конечно, спортивные секции –

виды спорта, которые нравятся ребенку. Главное, чтобы выбранный вид физической культуры нравился ребенку, чтобы он занимался этим с удовольствием.

В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит, основой успеха является личный пример авторитетного для ребенка

взрослого – родителя.

22 слайд

Заповедь 6. Водные процедуры.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться….

Всем с детства известны строки

К. Чуковского.

Значение водных процедур для здоровья человека известно издавна и

подтверждено многовековым опытом. Вы можете выбрать любой, подходящий для вашего ребенка вид водных процедур или же чередовать разные виды.

•Обливание утром и вечером перед сном теплой, прохладной или холодной водой.

•Контрастный душ, контрастные ванны для рук и ног.

•Обтирание мокрым полотенцем.

Предварительно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

Главное, пусть ребенок получает удовольствие от этой процедуры. И вы радуйтесь вместе с ним!

23 слайд

Заповедь 7. Используйте простые приемы массажа

биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин,

лица и тела.

Массаж биологически активных точек, расположенных в области носа,

глаз, ушей, у висков, на пальцах рук и ног, на кистях рук, на подошвах

,путем надавливания, растирающих линейных и вращательных движений

является прекрасным средством улучшения регуляции деятельности всех

систем организма. Таким образом, он нормализует работу всех органов и

систем, в том числе и психики.

24 слайд

Заповедь 8. Теплый, доброжелательный психологический

климат в коллективе

Обстановка, в которой воспитывается ребенок, психологический климат в группе имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное, что его окружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком.

И, наоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде, где

присутствуют агрессия, раздражение, злость, тревога, страх, он заражается

этими негативными эмоциями и чувствами, что приводит к расстройствам

его здоровья и, следовательно, к задержке в развитии.

•Чтобы ваш ребенок рос здоровым и счастливым, мы предлагаем вам установить в группе кодекс чести, провозглашающий следующее:

•Позитивное, доброжелательное настроение всех членов коллектива.

•Ровный, спокойный тон в процессе общения.

•Единство требований к детям со стороны воспитателя во всех

ситуациях.

•Обязательное поощрение ребенка при минимальных успехах и даже при их

отсутствии, если ребенок постарался.

•При любой возможности осуществление с ребенком телесного контакта (погладить, взять за руку, легкий массаж тела и т. д.) и визуального контакта (посмотреть ребенку в глаза, желательно на одном уровне с ним, т. е. присесть).

•Организация совместной деятельности с ребенком (по возможности чаще). Никогда не отказывайте ребенку в общении!

Установите в коллективе запрет:

•На бурные негативные эмоции, особенно перед сном.

•На крик,

•На раздражение,

•На непонятное для ребенка наказание (особенно в жестких формах,

•На агрессию,

•На злость.

Стремитесь быть мудрыми в воспитании ребенка. Наш негатив разрушает неокрепшую психику ребенка, дезориентирует его и, следовательно, в конечном счете, ослабляет его здоровье.

25 слайд

Заповедь 9. Питание.

Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное

питание. В организации питания ребенка следует придерживаться простых,

но очень важных правил.

•Питание должно быть по режиму (выработать у ребенка привычку есть в строго отведенные часы).

•Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок.

•Включать в рацион питания ребенка богатые витаминами и минеральными веществами продукты.

•Важно, чтобы питание было хорошо сбалансировано: в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов.

•Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи.

•Еда должна быть простой, вкусной и полезной.

•Настроение во время еды должно быть хорошим.

•Аппетит ребенка зачастую зависит от внешнего вида еды.

26 слайд

Заповедь 10. Творчество.

В творчестве ребенок может выразить себя: свои мысли, чувства,

эмоции. Он может создать мир по своим законам, почувствовать радость и

удовлетворение. В творчестве ребенок может проявить негативные чувства и

переживания и освободиться от них. Через творчество ребенок постигает

прекрасное, гармонию мира.

Помогите ребенку увидеть прекрасное в мире, влюбиться в красоту и

поддержите его желание созидать.

27 слайд

Для этого подходят различные виды деятельности:

•рисование,

•лепка (из пластилина, глины, теста,

•изготовление поделок из бумаги,

•шитье, вязание, плетение,

•занятие музыкой и пение, прослушивание классической и детской музыки,

•занятия танцами, театрализованной деятельностью.

Все это и многое другое дает возможность эмоционального выражения,

учит ребенка любить труд, гордиться собой.

28 слайд

Вывод:

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложнённое развитие.

29 слайд

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Бережем зубки с раннего детства Чтобы зубки были здоровыми, а улыбка сияла, надо проявлять заботу с раннего детства. Когда ребёнок рождается, у него в десне уже есть зубы.

Из опыта работы с родителями «О здоровье всерьез» Жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и.

Консультация для педагогов из опыта работы «Инновационные педагогические технологии» Актуальность Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС (из опыта работы) «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение.

Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда» Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Обобщение опыта работы по педагогическому проекту «Школа красивой речи»Обобщение опыта работы по педагогическому проекту «Школа красивой речи» Презентация опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи» или «Профилактика речевых нарушений младших дошкольников.

Обобщение опыта работы по проекту «Школа красивой речи, или Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или.

Сообщение из опыта работы по проекту «Маленькая экскурсия в мир семьи» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ: «Маленькая экскурсия в мир семьи» Составили: Иванова Н. Д. - воспитатель I квалификационной категории,.

Здоровье детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ Статья была опубликована в сборнике статей международной научно-педагогической конференции «Информатизация обучения и воспитания детей:.

Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы) Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса. В своей работе большое внимание уделяю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии по проекту  «Бережем здоровье с детства»
Опубликовано: 4 октября 2016 в 11:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии по проекту  «Бережем здоровье с детства»» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Шарафутдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД