Ольга Чёрная
Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке
▼ Скачать + Заказать документы
Работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51». Участниками педагогического процесса являлись: дошкольники 4 – 6 лет, родители, специалисты детского сада, воспитатели групп.
Особенностью системы работы по использованию ИКТ в воспитании дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности : речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с тем, что организация процесса обучения должна быть построена так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Публикация «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Ведь использование информационно коммуникационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти:
зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Тема моего опыта работы «Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ».
Цель педагогического опыта - с помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.
Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:
• сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
• существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
• обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
• активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
• развить интегративные качества дошкольника.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с использованием ИКТ базируется на следующих общедидактических принципах обучения:
• принцип сознательности и активности;
• принцип связи обучения с практикой;
• принцип системности и последовательности;
• принцип доступности;
• принцип наглядности;
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
• принцип полноты и целостности.
Рассмотрим, какие функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя :
1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.
3. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
4. Оформлять документацию.
5. Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.
6. Помогает обобщать и распространять опыт работы.
И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду : слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.
Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.
Так, в разделе «Слушание музыки» используются мультимедийные презентации, в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы.
Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника.
При создании электронной презентации необходимо определить стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка.
Мультимедийные презентации разработаны с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного и начального общего образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Мультимедийные пособия эффективно используются в практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы. Пособия носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в разделе «Слушание» НОД.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому в этом виде деятельности используются электронные иллюстрации и презентации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.
Применение ИКТ при выполнении музыкально- ритмических упражнений различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.
Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ, используя разработанные музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.
Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 4–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области "Музыка"
Формы, методы и приёмы, используемые в работе.
Основная форма работы – подгрупповая и индивидуальная, в сочетании с наблюдением, решением проблемных ситуаций, рассматриванием картин, просмотром фильмов( «День рождения Деда Мороза», «Рождетсво Хритово» и т. д., познавательными беседами («Жанры музыки», «Великие композиторы», «У музыки есть настроение», подвижными и дидактическими играми («Своя игра», «Музыкальный светофор», «Концерт по телевизору», «Волшебная карусель»), чтением и обсуждением «Шат и Дон» сказка Л. Н. Толстого, составлением и отгадыванием загадок «Музыкальные загадки - 1, 2». Так же в своей работе использую ИКТ при подготовке и проведении развлечений и тематических дней («День России», в музыкальных инсценировках (сказка «Шат и Дон», при подготовке утренников («Новый год», «Рождество Христово», в непосредственной образовательной деятельности (упражнения на развитие голоса и слуха «Птица и птенчики», «Песенки весёлого фургончика», «Попугай, повторяй!», иллюстрации к песням, видеоролики к слушанию музыки).
Основной метод – метод проблемного изложения материала, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, развивает определённый тип мышления (решения проблемных ситуаций в разных условиях).
В сочетании с приёмами сравнения и наблюдения, сюрпризными моментами обращение к опыту дошкольников повышает детскую мыслительную активность.
Форма работы с родителями:
Родительские собрания;
Совместное проведение досугов, развлечений, праздников;
Проведение мастер – классов, тренингов;
Дни открытых дверей;
Анкетирование;
Индивидуальные и групповые консультации.
Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Считаю важным, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации цели и задач, поставленных перед педагогом.
Главная роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!