Антонина Тимофеева
Дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я, воспитатель МБДОУ «Детский сад №257»- Тимофеева Антонина Ивановна Стаж работы 35 лет. Хочу представить опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»
Публикация «Дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий
Поставила следующие задачи:
Задачи:
* Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
* Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
* Развивать мелкую моторику обеих рук.
* Развивать познавательный интерес к окружающим предметам, желание активно действовать с ними, доводя свои действия до результата.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета, т. е. усвоение сенсорных эталонов; стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики. Важным фактором сенсорного развития также является эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.
В своей работе я использую такие формы организации детей как образовательная деятельность, образовательные ситуации, игровые ситуации, дидактические игры. Совместная деятельность взрослого и ребенка, индивидуальная работа. Самостоятельная деятельность детей. (дидактические игры по желанию и предпочтению детей)
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Для знакомства с формой и цветом я использую такие дидактические игры и пособия как : Д/и «Спрячь мышку в норку»,
Д/ игра: «Подбери серединку к цветочку» (здесь используются крышки собранные родителями)
Д/игра «Разложи по цвету», На этом пособии хочу остановиться поподробнее. Это призма, связанная из цветных ниток, каркас которой состоит из фанеры, привлекает внимание детей своей яркостью. К ней на липучках, имеется целый набор вязанных геометрических фигур по цвету, это и кружочки и квадраты и треугольники и прямоугольники.
Так же использую дидактические игры на величину такие как, д/и «Подбери матрешку по величине»,
планшеты
Вязанный конструктор, для развития мелкой моторики пальцев рук.
Д/ игра: «Подбери крышку по цвету»
Д/ игра: «Веселые прищепки» Веселые фигурки сшиты из фетра.
Цель такой игры : Содействовать развитию мелкой моторики.
Пособие «Цветной горошек» детям очень нравится играть с этим пособием, здесь дети учатся открывать и закрывать молнию, что способствует развитию мелкой моторики, узнают цвет, и форму горошка.
Д/ игра: «Подбери скорлупку»
Дидактическое пособие для развития мелкой моторики «Светофор и машина»
Дидактическое пособие для использования на занятии и в индивидуальной работе. Геометрические фигуры с глазками и разными эмоциями.
Д/игра «Сказочный гриб» Это вязанный разноцветное пособие, к нему можно изготовить множество деталей. Это и цветочки разной величины к понятию (большой – маленький). Божьи коровки по цвету. Все окна открываются они на пуговицах, липучках, шнуровках, что способствует мелкой моторике пальцев рук. Этот гриб я увидела на просторах интернета, мне он очень понравился и я решила связать такой же. Спасибо большое автору!
К этому «сказочному грибу» можно использовать и фигурки с призмы они взаимозаменяемые, что дает разнообразить игры и задания.
В физическом развитии использую вязанные коврики, изготовленные родителями.
К ним я связала птичек для игры дидактической игры «Посади птичку на свой коврик»
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста прослеживается положительная динамика:
Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.