Антонина Тимофеева
Дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я, воспитатель МБДОУ «Детский сад №257»- Тимофеева Антонина Ивановна Стаж работы 35 лет. Хочу представить опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий
Поставила следующие задачи:
Задачи:
* Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
* Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
* Развивать мелкую моторику обеих рук.
* Развивать познавательный интерес к окружающим предметам, желание активно действовать с ними, доводя свои действия до результата.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета, т. е. усвоение сенсорных эталонов; стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики. Важным фактором сенсорного развития также является эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.
В своей работе я использую такие формы организации детей как образовательная деятельность, образовательные ситуации, игровые ситуации, дидактические игры. Совместная деятельность взрослого и ребенка, индивидуальная работа. Самостоятельная деятельность детей. (дидактические игры по желанию и предпочтению детей)
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Для знакомства с формой и цветом я использую такие дидактические игры и пособия как : Д/и «Спрячь мышку в норку»,
Д/ игра: «Подбери серединку к цветочку» (здесь используются крышки собранные родителями)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Добрый день уважаемые коллеги Я воспитатель МБДОУ Детский сад Тимофеева Антонина Ивановна Стаж работы лет](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648584631.jpg)
Д/игра «Разложи по цвету», На этом пособии хочу остановиться поподробнее. Это призма, связанная из цветных ниток, каркас которой состоит из фанеры, привлекает внимание детей своей яркостью. К ней на липучках, имеется целый набор вязанных геометрических фигур по цвету, это и кружочки и квадраты и треугольники и прямоугольники.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Хочу представить опыт работы по теме Сенсорное](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648584729.jpg)
Так же использую дидактические игры на величину такие как, д/и «Подбери матрешку по величине»,
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Материалы для педагогов развитие детей младшего дошкольного возраста через использование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648584890.jpg)
планшеты
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Дидактические игры для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648584949.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 ВСЕ игры дидактических игр и пособий Темочки Дидактические игры для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648584973.jpg)
Вязанный конструктор, для развития мелкой моторики пальцев рук.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 ВСЕ игры Дидактические игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585027.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Проекты Консультации для педагогов и воспитателей Развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585076.jpg)
Д/ игра: «Подбери крышку по цвету»
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Материалы для педагогов Сенсорное развитие и воспитание](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585142.jpg)
Д/ игра: «Веселые прищепки» Веселые фигурки сшиты из фетра.
Цель такой игры : Содействовать развитию мелкой моторики.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Сенсорика Сенсорное развитие](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585197.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка совершенствования органов чувств накопления представлений об окружающем мире](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585214.jpg)
Пособие «Цветной горошек» детям очень нравится играть с этим пособием, здесь дети учатся открывать и закрывать молнию, что способствует развитию мелкой моторики, узнают цвет, и форму горошка.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Познание окружающего мира начинается с ощущений с восприятия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585253.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Чем богаче ощущения и восприятия тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585283.jpg)
Д/ игра: «Подбери скорлупку»
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585442.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Дидактические игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585489.jpg)
Дидактическое пособие для развития мелкой моторики «Светофор и машина»
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Развивать мелкую моторику обеих рук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585532.jpg)
Дидактическое пособие для использования на занятии и в индивидуальной работе. Геометрические фигуры с глазками и разными эмоциями.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Развивать познавательный интерес к окружающим предметам желание активно действовать с ними доводя свои действия до результата](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585732.jpg)
Д/игра «Сказочный гриб» Это вязанный разноцветное пособие, к нему можно изготовить множество деталей. Это и цветочки разной величины к понятию (большой – маленький). Божьи коровки по цвету. Все окна открываются они на пуговицах, липучках, шнуровках, что способствует мелкой моторике пальцев рук. Этот гриб я увидела на просторах интернета, мне он очень понравился и я решила связать такой же. Спасибо большое автору!
К этому «сказочному грибу» можно использовать и фигурки с призмы они взаимозаменяемые, что дает разнообразить игры и задания.
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585771.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 усвоение сенсорных эталонов стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585814.jpg)
В физическом развитии использую вязанные коврики, изготовленные родителями.
К ним я связала птичек для игры дидактической игры «Посади птичку на свой коврик»
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-6027-1648585979.jpg)
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста прослеживается положительная динамика:
Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.