Наталья Стрижнёва
Презентация опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4
172527, Тверская область, г. Нелидово, пер. Свердлова д. 4Б
Тел. 8 (48266) 3-83-68
Презентация опыта работы
«Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через проектно -исследовательскую деятельность»
Подготовила:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Стрижнёва Наталья Васильевна
г. Нелидово
2016 год
Публикация «Презентация опыта работы» размещена в разделах
Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - это способность к познанию. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.
В ходе целенаправленной работы по познавательному развитию у дошкольников формируются познавательные интересы, повышается уровень познавательной активности, расширяется активный словарный запас, совершенствуются навыки группового взаимодействия и сотрудничества, дошкольники проживают ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые являются стимулом их личностного развития.
Разрабатывая модель организации познавательного интереса, мы поставили следующую цель:
• формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
Нами были поставлены следующие задачи:
создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
расширять представления детей об окружающим мире;
научить планированию, поиску и умению делать выводы;
развивать связную речь;
создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;
создавать благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Предусматривались следующие этапы реализации работы :
Они представлены вашему вниманию на экране, четко выделены этапы, сроки, цели реализации работы.
Работу по познавательному развитию мы начали с проведения диагностики по методике В. В. Гербовой и Т. И. Гризик для того, чтобы определить уровень познавательного развития, результаты вы видите на экране.
Мною была изучена и подобрана методическая литература и разработан проект на три года работы по развитию познавательного интереса дошкольников. В этот проект вошли 10 долгосрочных проектов и 9 краткосрочных проектов.
Для реализации проекта по развитию познавательного интереса дошкольников было проведено родительское собрание по теме: «Создание условий для проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной работе, в создании условий в группе для успешной реализации проекта.
Для успешного решения поставленных задач совместно с родителями была создана образовательная среда, в которую вошли центр экспериментирования, разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, альбомы презентации и многое другое. Создана полочка «Умных книг» и библиотека художественной литературы, которые позволяют в образовательной деятельности стимулировать потребность ребенка в познании окружающего мира и себя. Детьми, с помощью родителей были изготовлены книжки – самоделки, которые пополнили библиотеку группы.
В уголке художественно – эстетического развития собраны альбомы с различными видами народных промыслов, познакомиться с которыми могут не только дети, но и родители.
Созданные совместно с родителями и детьми мини – музеи «Весёлые матрёшки», «Изделия из дерева», "Утварь Бабушки Федоры" позволили расширить знания детей об окружающем мире на наглядном примере. А мини-музей коллекций, созданный в группе, позволил каждому ребенку показать свою коллекцию и рассказать о ней. Материалы коллекций широко используются в проведении опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в инсценировках.
После предварительной работы по созданию образовательной среды нам необходимо было вовлечь воспитанников и их родителей в целенаправленную работу по познавательному развитию. Мы разработали цикл НОД, где дети проявляли свою самостоятельную активность, выражали инициативу, высказывали умозаключения. Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, изобразительная и продуктивная. Например, знакомство детей с ВОВ проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята узнали о подвигах наших солдат, о страданиях взрослых и детей, прошедших войну, смотрели хроники военных лет, презентации, собирали альбомы, где размещены фотографии бабушек, дедушек – участников войны, участвовали во всероссийском конкурсе рисунков "Галерея Великой Победы", создавали уголок памяти, ходили на экскурсию в музей, возлагали цветы к вечному огню, встречались с ветеранами, участвовали в празднике "Мы гордимся и помним!"
Дети охотно и с увлечением участвовали во всех мероприятиях, делясь впечатлениями не только, друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями.
Наряду с традиционными методами и приемами в своей работе мы решили использовать метод макетирования. Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением поделок, но изготовлением макетов на различные темы. В своей работе мы используем макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Знакомство детей с объектом происходит постепенно. Мы читаем детям произведения художественной литературы по теме, рассматриваем иллюстрации, презентации, проводим экскурсии. В процессе подготовки к работе с макетом организуем поисково-исследовательскую деятельность - собираем различную информацию, создаем фотоальбомы, гербарии. После такой большой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к изготовлению макета, обсуждаем все его компоненты. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения, в ходе которого дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Благодаря макетированию обычное занятие превращается в увлекательную деятельность.
За три года работы нами были разработаны 19 проектов, при реализации которых повысился познавательный интерес дошкольников, пополнилась образовательная среда группы, родители стали полноправными участниками образовательного процесса. Например, в ходе реализации долгосрочного проекта «Злаки» на занятиях познавательного цикла «От колоска до каравая», «Как колосок на стол хлебом пришёл», «Хлеб войны», в нашей группе появилась коллекция злаков, исследовательские альбомы «Откуда хлебушко пришёл?», «Хлеб – всему голова», «Как колосок хлебом на стол пришёл». Были изготовлены (дидактические игры из макарон «Сложи узор» и «Собери бусы», дидактическое пособие для рисования манкой. Совместно с детьми и родителями была подготовлена выставка картин, выполненных из различных видов крупы, проведено совместное с родителями занятие «Мёд – подарок полей». Были проведены тематические развлечения «Хлеб – всему голова» и «Осенины – осени Именины».
В процессе осуществления образовательной деятельности мы создавали стимулы для регулярного целенаправленного включения детей в совместную познавательную деятельность путём включения в дидактические игры, проектно-исследовательскую деятельность, метод макетирования, активно воздействующие на познавательное развитие детей. Взаимодействие ребенка и взрослого в игре, создание совместных проектов, помогли повысить уровень познавательного развития наших воспитанников, о чем свидетельствуют следующие показатели диагностики по методике В. В. Гербовой и Т. И. Гризик на заключительном этапе работы, результаты вы видите на экране.
Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. (слайд №37) Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. (слайд №38)
В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы (слайд №39) познавательно - исследовательского развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.
Спасибо за внимание!