Анна Ананьева
Презентация опыта на региональном конкурсе «Воспитатель года-2012»
▼ Скачать +Заказ
Представляю Вашему вниманию свое выступление (квадратиками отмечены смены слайдов) Время ограничено - 8-9 минут.
Добрый день! Меня зовут Ананьева Анна Владимировна. Я – музыкальный руководитель МБДОУ №39 «Юбилейный». Детство – это прежде всего игра. Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия. Она помогает ребенку оказаться «внутри» музыки, стать творцом в ее звуковом мире, приобретать живой опыт эмоциональных переживаний, значимых именно для него самого, для его личности. Игра – это великий учитель и педагог всех детей. Но умеют ли наши дети играть? Выражать свое творчество в игре? В современном обществе все чаще обсуждается проблема становления творческой личности, совершенствования его духовного мира. Но нередко взрослые, акцентируя внимание на развитии интеллекта, не замечают, как теряется, становится второстепенной его эмоциональная сущность. В связи с вышесказанным актуальным является поиск новых форм, средств, методов развития игрового творчества.
Публикация «Презентация опыта на региональном конкурсе „Воспитатель года-2012“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Многие дошкольники, ловко обращаясь с компьютером, не умеют при этом искренне радоваться и восхищаться, фантазировать. Также у детей несформированы двигательные навыки, они не умеют импровизировать под музыку. Наблюдается нехватка творческой выдумки. Дети не умеют адекватно реагировать на музыку, импровизировать в инсценировках. Исходя из вышесказанных причин,
Тема, представленного мною инновационного педагогического опыта звучит так: Развитие игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами ритмопластики.
Цель - Способствовать развитию творческой активности детей 5-7 лет в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности. В связи с поставленной целью, я определила ряд задач
Совершенствовать умения импровизировать под музыку соответствующего характера
Закреплять умения придумывать движения, отражающие содержание песен
Формировать музыкальные способности
Содействовать проявлению активности и самостоятельности
Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок
Первоначальные творческие проявления у детей являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Что же такое творчество? Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремленности, наблюдательности. Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Выдающийся музыкальный педагог Анна Даниловна Артоболевская в своей книге «Первая встреча с музыкой» утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой. Именно движение помогает ребенку полнее и глубже понять музыкальное произведение. Иначе, как изобразить, оживить растущий цветок, мерцание звезд?
Одним из перспективных направлений развития игрового творчества является ритмопластика, своеобразный музыкально-ритмический психотренинг. Музыкальный означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом, ритмический – значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, в соответствии с задуманным ею ритмом, а психотренинг подразумевает, что у ребенка тренируются все психические процессы: восприятие, внимание, память, эмоции, чувства, мышления, речь, творческие способности, воображение, музыкальные способности, координация движений. В основе феномена ритмопластики лежат с одной стороны простые, а с другой стороны исключительно разнообразные движения. Через движение под музыку детьми разыгрываются разнообразные эмоциональные состояния, образы, сценки, сюжеты. Игровые упражнения служат копилкой эмоционально-двигательного опыта детей
Для развития детского игрового творчества Мною разработана и активно применяется система занятий по разделам:
Образные упражнения
Игровой образ
Слушаем и фантазируем
Танцевально-игровые композиции
В разделе Образные упражнения дети осваивают разнообразные виды движений. Постепенно развивается умение самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения в играх, танцевально-игровых композициях.
Игровой образ. Содержание раздела помогает оживить игровые персонажи, игрушку, животное, растение.
Слушаем и фантазируем. Основной задачей раздела является подведение детей к творчеству, умение выражать свои чувства.
Танцевально-игровые композиции позволяют решать задачу формирования умения импровизировать под музыку.
Хотелось бы остановиться на практических приемах, используемых в образовательной деятельности:
Пантомимические загадки: после прослушивания характерного музыкального произведения в движении создать свой образ, продемонстрировать его зрителям, которые попытаются назвать изображаемого персонажа (С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»)
Немое кино: После разбора музыкального произведения попытаться под музыку движениями выразительно рассказать, передать содержание произведения, как в немом кино (К. Сен-Санс «Куры и петухи»)
Изображение характера, настроения музыкального произведения с помощью мимики и жестов (Э. Григ «Ручеек»)
Создание двигательных импровизаций на музыкальные произведения, контрастные по характеру (Г. Свиридов «Весна и Осень»)
Создание двигательных импровизаций на разнохарактерные музыкальные произведения с одинаковым названием (А. Лядов «Баба Яга» и М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках. Баба Яга»)
Прием спонтанного отклика на звучащую музыку. Без предварительного прослушивания попытаться просто двигаться под музыку (Ф. Шопен «Вальс»)
Все это поможет воспитать в ребенке творческую личность, яркую, смелую и раскрепощенную. Ведь, по словам Л. С. Выготского, «. создание творческой личности, устремленной в будущее подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем»
Но обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Подобранная мною фонотека активизирует фантазию ребенка, направляет ее, побуждает к творчеству.
В процессе обучения я использую несколько методов.
Выразительный показ движений задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.
Образный рассказ побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.
Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения, побуждать к поиску дополнительных, выразительных средств.
Вы, наверняка, согласитесь со мной, что такие разделы в музыкальной деятельности как Слушание, пение предполагают наглядность и игру, и только музыкально-ритмические движения выпадают из этого ряда. А ведь для того, чтобы дети получали навыки музыкально-ритмических движений в игре и видели результаты своих достижений в игровом творчестве, необходимо использовать игровые приемы. Чтобы войдя в атмосферу игры, ребятам захотелось остаться в ней, необходимо мотивировать любое музыкально-ритмическое движение игровой ситуацией. Для этого я использую различные атрибуты,
иллюстрации, сопровождаемые текстом,
Наглядные пособия
Таким образом, принцип игрового обучения успешно нашел свое применение и в этом виде музыкальной деятельности.
Сотрудничество с воспитателями и родителями направлено на приобщение к проблеме детского игрового творчества. Все это осуществляется в разнообразных формах. Также активно используется привлечение родителей в совместную организацию музыкальных досугов.
Музыкально-игровое творчество активно развивается и применяется в непосредственно образовательной деятельности по музыке, вечерах досуга, праздниках и развлечениях, самостоятельной игровой деятельности.
Результат моей работы: дети умеют:
Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;
Передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
Инсценировать игровые песни;
Придумывать варианты образных движений в играх и хороводах
Также значительно улучшились диагностические показатели по всем видам музыкальной деятельности. Результаты подтверждают правильность выбранных мною методов, приемов и средств для решения основных задач по развитию музыкально-игрового творчества.
В конце своего выступления хотелось бы процитировать знаменитое выражение австрийского писателя Стефана Цвейга:«Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое сознание»
Спасибо за внимание
А вот фото с конкурса
Прикладываю презентацию (основные слайды)