Лучший педагог года

Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга (ММД)

Елена Дорогинина
Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга (ММД)
▼ Скачать + Заказать документы

Оптимизация обучения и развития детей

с минимальной дисфункцией мозга (ММД)

1 слайд

Суть ММД – сдвиги в формально-динамических характеристиках протекания психических процессов и поведения ребенка.

Общая картина нарушений при ММД:

- замедление темпов роста и созревания мозга;

- сохраняется значительное преобладание медленных тета-ритмов в гипоталамических отделах мозга – не формируются механизмы произвольного внимания;

Публикация «Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга (ММД)» размещена в разделах

- дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга – затрудняет координацию их деятельности, а также приводит к явному преобладанию либо процессов возбуждения, либо торможения;

- запаздывает процесс миелинизации проводящих волокон (к 9-10 годам,

в норме к 7 г.) – приводит к хаотической, некоординированной активности.

2слайд

Последствия воздействия ММД

на развитие психических процессов:

1. быстрая умственная утомляемость и низкая работоспособность

2. низкие возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности

3. зависимость деятельности от характера внешней социальной активации

3 слайд

4. нарушения деятельности при эмоциональной активации

5. сложности в формировании произвольного внимания

6. снижение объема памяти, внимания, мышления

7. трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную

8. неполная сформированность зрительно-моторной координации

9. изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга

10. хроническая энергетическая недостаточность

5 слайд

Типы ММД

По вертикальной оси:

- на 1 уровне - внутренняя рассогласованность проявляется только в общей ослабленности мозга

- на 2 уровне - нарастает рассогласованность, но еще не нарушает полностью деятельности мозга, а произвольное управление фактически отсутствует

- 3 уровень - рассогласованность перестает быть внутренней и дезорганизует и работу мозга и поведение ребенка, произвольное управление невозможно, а истощаемость максимальна

6 слайд

Горизонтальная ось – нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения:

- на 1 ур. дисбаланс практически отсутствует, имеет место сниженные энергетические возможности мозга

- Реактивный и активный типы – сдвиг баланса в сторону возбуждения:

Реактивный – постоянно и неуправляемо реагирует на любые воздействия, это утомляет и ребенок перестает осознавать свою деятельность.

Активный – деятельность избирательна, он сразу максимально продуктивно работает (5 минут, а затем возможности резко снижаются.

7 слайд

- Ригидный и астеничный типы – сдвиг баланса в сторону торможения – дети на все реагируют с запаздыванием, замедленно.

В первые 5 минут скорость низкая, однако у ригидного деятельность сильно не дезорганизована и на некоторое время он выходит на нормальную работоспособность.

У астеничного типа ответ не успевает сформироваться, как уже действует другой раздражитель. Этот тип может реагировать только при наличии значительных интервалов между стимулами.

8 слайд

О наличии произвольной регуляции деятельности, ее управляемости можно говорить, когда нет перепадов в скорости или они сглажены.

Данная проблема (ММД) сегодня определяется как СДВГ.

При таком подходе диагностические критерии наличия заболевания выявляют «реактивный» тип (гиперактивность).

Остальные типы ММД не диагностируются.

«Астеничных» и «ригидных» классифицируют как детей с ЗПР, а «активных» и «субнормальных» как не проявляющих необходимого старания в учебе.

9,10,11 слайды

Рекомендации по оптимизации

обучения детей с ММД

Общий принцип – при обучении и организации деятельности ребенка максимально учитывать и обходить его дефект.

• Мягкое вхождение в процесс обучения

• На переменах спокойный, уединенный отдых

• Домашнее задание родители узнают сами

• До нормализации мозговой деятельности (1-3 класс) основную роль играют Д/З:

- обязательно повторять материал, пройденный в классе

- заниматься в соответствии с ритмом работы мозга – 5-10мин. работы и 5 мин. отдыха, через час работы – полчаса отдыха

-работать с черновиком, перед переписыванием отдохнуть

- заранее рассказывать содержание предстоящего урока

• Освободить детей от вспомогательной, второстепенной, оформительской работы

• Обучение чтению (по методу Глена Домана) должно опережать обучение письму

• Читать текст сначала про себя - осмысленность

• Форма подачи информации д. б. алгоритмичной, четкой, а формулировки лаконичными (ничего лишнего) – разработка графического изображения алгоритма для каждой темы на карточках

• Как можно чаще показывать, рассказывать, обыгрывать то, что д. б. усвоено ребенком, при этом не следует требовать ответов, спрашивать, что запомнил

• Нельзя требовать от детей дисциплины и самоконтроля, лучше сажать ребенка за парту одного

• Если ребенок «выключился», то его не надо трогать

• Для закрепления материала - на уроке должен варьироваться один и тот же алгоритм или тип задания

• Развитие самостоятельности пока отложить – деятельность продумывается и организуется взрослым – четкая последовательность конкретных операций

• Необходима специальная внешняя фиксация промежуточных ответов

• Избегать перегруженности ребенка (дополнительные занятия, задания, информация и т. д.)

• Соблюдение здорового образа жизни

• Развивать речь и мышление, а не память и внимание

Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Выступление на конференции для родителей «Охрана жизни и укрепление психического здоровья часто болеющих детей» Цель: представить систему работы в дошкольном образовательном учреждении по данному направлению. Оборудование: мультимедийное оборудование,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга (ММД)
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 08:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга (ММД)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дорогинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД