Елена Дорогинина
Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга (ММД)
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизация обучения и развития детей
с минимальной дисфункцией мозга (ММД)
1 слайд
Суть ММД – сдвиги в формально-динамических характеристиках протекания психических процессов и поведения ребенка.
Общая картина нарушений при ММД:
- замедление темпов роста и созревания мозга;
- сохраняется значительное преобладание медленных тета-ритмов в гипоталамических отделах мозга – не формируются механизмы произвольного внимания;
Публикация «Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга (ММД)» размещена в разделах
- дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга – затрудняет координацию их деятельности, а также приводит к явному преобладанию либо процессов возбуждения, либо торможения;
- запаздывает процесс миелинизации проводящих волокон (к 9-10 годам,
в норме к 7 г.) – приводит к хаотической, некоординированной активности.
2слайд
Последствия воздействия ММД
на развитие психических процессов:
1. быстрая умственная утомляемость и низкая работоспособность
2. низкие возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности
3. зависимость деятельности от характера внешней социальной активации
3 слайд
4. нарушения деятельности при эмоциональной активации
5. сложности в формировании произвольного внимания
6. снижение объема памяти, внимания, мышления
7. трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную
8. неполная сформированность зрительно-моторной координации
9. изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга
10. хроническая энергетическая недостаточность
5 слайд
Типы ММД
По вертикальной оси:
- на 1 уровне - внутренняя рассогласованность проявляется только в общей ослабленности мозга
- на 2 уровне - нарастает рассогласованность, но еще не нарушает полностью деятельности мозга, а произвольное управление фактически отсутствует
- 3 уровень - рассогласованность перестает быть внутренней и дезорганизует и работу мозга и поведение ребенка, произвольное управление невозможно, а истощаемость максимальна
6 слайд
Горизонтальная ось – нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения:
- на 1 ур. дисбаланс практически отсутствует, имеет место сниженные энергетические возможности мозга
- Реактивный и активный типы – сдвиг баланса в сторону возбуждения:
Реактивный – постоянно и неуправляемо реагирует на любые воздействия, это утомляет и ребенок перестает осознавать свою деятельность.
Активный – деятельность избирательна, он сразу максимально продуктивно работает (5 минут, а затем возможности резко снижаются.
7 слайд
- Ригидный и астеничный типы – сдвиг баланса в сторону торможения – дети на все реагируют с запаздыванием, замедленно.
В первые 5 минут скорость низкая, однако у ригидного деятельность сильно не дезорганизована и на некоторое время он выходит на нормальную работоспособность.
У астеничного типа ответ не успевает сформироваться, как уже действует другой раздражитель. Этот тип может реагировать только при наличии значительных интервалов между стимулами.
8 слайд
О наличии произвольной регуляции деятельности, ее управляемости можно говорить, когда нет перепадов в скорости или они сглажены.
Данная проблема (ММД) сегодня определяется как СДВГ.
При таком подходе диагностические критерии наличия заболевания выявляют «реактивный» тип (гиперактивность).
Остальные типы ММД не диагностируются.
«Астеничных» и «ригидных» классифицируют как детей с ЗПР, а «активных» и «субнормальных» как не проявляющих необходимого старания в учебе.
9,10,11 слайды
Рекомендации по оптимизации
обучения детей с ММД
Общий принцип – при обучении и организации деятельности ребенка максимально учитывать и обходить его дефект.
• Мягкое вхождение в процесс обучения
• На переменах спокойный, уединенный отдых
• Домашнее задание родители узнают сами
• До нормализации мозговой деятельности (1-3 класс) основную роль играют Д/З:
- обязательно повторять материал, пройденный в классе
- заниматься в соответствии с ритмом работы мозга – 5-10мин. работы и 5 мин. отдыха, через час работы – полчаса отдыха
-работать с черновиком, перед переписыванием отдохнуть
- заранее рассказывать содержание предстоящего урока
• Освободить детей от вспомогательной, второстепенной, оформительской работы
• Обучение чтению (по методу Глена Домана) должно опережать обучение письму
• Читать текст сначала про себя - осмысленность
• Форма подачи информации д. б. алгоритмичной, четкой, а формулировки лаконичными (ничего лишнего) – разработка графического изображения алгоритма для каждой темы на карточках
• Как можно чаще показывать, рассказывать, обыгрывать то, что д. б. усвоено ребенком, при этом не следует требовать ответов, спрашивать, что запомнил
• Нельзя требовать от детей дисциплины и самоконтроля, лучше сажать ребенка за парту одного
• Если ребенок «выключился», то его не надо трогать
• Для закрепления материала - на уроке должен варьироваться один и тот же алгоритм или тип задания
• Развитие самостоятельности пока отложить – деятельность продумывается и организуется взрослым – четкая последовательность конкретных операций
• Необходима специальная внешняя фиксация промежуточных ответов
• Избегать перегруженности ребенка (дополнительные занятия, задания, информация и т. д.)
• Соблюдение здорового образа жизни
• Развивать речь и мышление, а не память и внимание