наталья свиридова
Нетрадиционные виды аппликации как средство развитие творчества дошкольника
«Нетрадиционные виды аппликации
как средство развития
творчества дошкольников»
Воспитатель: Свиридова. Н. И.
МАДОУ №14 «Алёнушка».
Цель мастер-класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.
Публикация «Нетрадиционные виды аппликации как средство развитие творчества дошкольника» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации, показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности.
Оборудование: крупа, картон, кисточки, клей ПВА, ножницы, альбомная бумага, салфетки, цветная бумага, листья деревьев, семена.
Ход мастер-класса:
- Добрый день, уважаемые коллеги и родители! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
Вступление
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.
Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума.»
Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная.
Аппликация из салфетки
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов :
возможность создавать шедевры без ножниц;
развитие мелкой моторики маленьких ручек;
развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
широкие возможности для проявления креатива.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Для аппликации можно использовать самые разные материалы бумагу ткань нитки ракушки и камешки и даже самую обыкновенную крупу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262496.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности так как не является обязательным в программах дошкольного образования](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262506.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262521.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262535.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Материалы для педагогов развитие творчества дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262549.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262560.jpg)
Нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262638.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда тем ярче творческая стихия детского разума](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262660.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Аппликация одно из самых любимых занятий детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262680.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Малышам нравится что то вырезать из бумаги или ткани клеить раскрашивать и в итоге получать творение сделанное своими руками](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262693.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Раньше считалось что аппликация недоступна для детей второго третьего года жизни](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262704.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами владение умением составлять из частей целое изображение владение навыками намазывания наклеивания и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262721.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Деятельность в общем то действительно нелёгкая](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262743.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Но нелёгкая не значит бесполезная](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262747.jpg)
Обрывная аппликация
Этот способ хорош для передачи фактуры образа. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 3-4 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Аппликация из салфетки Салфетки очень интересный материал для детского творчества](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262806.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Из них можно делать разные поделки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262837.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Нетрадиционные техники рисования лепки аппликации помогут детям почувствовать себя свободными помогут раскрепоститься увидеть и передать на бумаге то что обычными способами сделать намного труднее](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262843.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 А главное дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262851.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Обрывная аппликация Этот способ хорош для передачи фактуры образа](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262865.jpg)
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262876.jpg)
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Дети лет могут усложнить технику не просто рвать бумажки как получится а выщипывать или обрывать контурный рисунок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262889.jpg)
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262952.jpg)
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Коллажем также называется произведение целиком выполненное в этой технике](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262959.jpg)
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262969.jpg)
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 Аппликация из засушенных растений В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов травы листьев так называемая флористика](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262979.jpg)
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262988.jpg)
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Увлекательно интересно и полезно общение с природой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487262996.jpg)
Аппликация из засушенных растений
В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 Оно развивает творчество мышление наблюдательность трудолюбие](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263049.jpg)
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе бережного к ней отношения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263059.jpg)
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Полезны они еще и потому что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263067.jpg)
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 Создавая красивые аппликации своими руками видя результат своей работы дети испытывают положительные эмоции](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263078.jpg)
Аппликация из крупы. Отлично развивает мелкую моторику пальцев рук. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
![Смотреть фотографию №32 Фото №32 Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение упорство фантазию и вкус](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263125.jpg)
![Смотреть фотографию №33 Фото №33 Аппликация из крупы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263138.jpg)
![Смотреть фотографию №34 Фото №34 Отлично развивает мелкую моторику пальцев рук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263156.jpg)
![Смотреть фотографию №35 Фото №35 Занимаясь аппликацией дети узнают разные материалы бумага крупа глина ракушки и др](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263164.jpg)
Ленточная аппликация
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
![Смотреть фотографию №36 Фото №36 знакомятся с их свойствами выразительными возможностями приобретают навыки работы с ними](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263208.jpg)
![Смотреть фотографию №37 Фото №37 Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности карандаш клей кисть краски ножницы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263215.jpg)
![Смотреть фотографию №38 Фото №38 Все эти действия способствуют умственному развитию детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263225.jpg)
![Смотреть фотографию №39 Фото №39 Ленточная аппликация Этот способ позволяет получить не одно или два а много одинаковых изображений разрозненных или связанных между собой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263234.jpg)
![Смотреть фотографию №40 Фото №40 Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги сложить его гармошкой и вырезать изображение](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-504846-1487263241.jpg)
Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе, Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, пальчиковые упражнения, а также нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации.