Толстолуцкая Юлия Анатольевна
Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
2-й слайд
Свое выступление я хочу начать с цитаты великого педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского – «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
Скажите, можно одной ладонью сделать хлопок? Нет. Нужна вторая ладонь. Хлопок - это результат действия двух ладоней. Весь педагогический коллектив нашего образовательного учреждения работает с детьми – это только одна ладонь. И какой бы сильной, творческой и мудрой она ни была б, без второй ладони, в лице родителей, мы бессильны. Отсюда можно сделать вывод: только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
«Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями»! и я полностью согласна с этим афоризмом. И, именно для того, чтобы сотрудничество с современными родителями приносило радость, развивало и укрепляло партнерские отношения, наши педагоги используют в этой работе нетрадиционные формы.
3-й слайд
Главная цель организации взаимодействия с родителями – совместный подход к воспитанию, приобщение к образовательному процессу ДОУ. Задача детского учреждения – тесный контакт с семьей, оказание педагогической помощи родителям в плане единых подходов воспитания.
Перед дошкольными учреждениями государством поставлены такие задачи: взаимодействие и сотрудничество с другими социальными институтами, открытость, социальное партнерство, что позволяет успешно решать социальные проблемы, помогает активно развивать социальные отношения и повышать качество жизни.
4-й слайд
В своей работе педагоги опираются на следующие принципы взаимодействия с родителями:
а) Открытость дошкольного учреждения для каждой семьи
- каждому родителю (законному представителю) обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок.
б) Доброжелательность.
- Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа педагогических коллективов с родителями – позитивный настрой. Воспитатель, общаясь с родителями детей, не должен быть категоричным и применять требовательный тон. Общаясь ежедневно с родителями своих воспитанников, педагог должен понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к дошкольному учреждению в целом.
в) Принцип индивидуального подхода.
- Индивидуальный подход важно применять не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями. Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и чувствовать настроение родителей.
г) Сотрудничество вместо наставничества.
- В большинстве своем современные родители хорошо осведомлены в вопросах воспитания. И простая пропаганда знаний и наставления - положительных результатов не приносят. Самый лучший подход – создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций. Если педагог высказывает искренне желание помочь и заинтересован в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, результат не заставляет себя ждать.
д) Динамичность.
- Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы педагогический коллектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОУ с семьей.
5-й слайд
Все формы работы с родителями подразделяются на
• коллективные (массовые);
• индивидуальные ;
• наглядно-информационные;
• традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей.
Но особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
6-й слайд
Нетрадиционные формы работы с родителями делятся на четыре вида.
1. Информационно-аналитические
2. Познавательные
3. Досуговые
4. Наглядно-информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительские
Рассмотрим формы взаимодействия педагогов и родителей подробнее.
7-й слайд
Информационно-аналитические способствуют выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
• проведение социологических опросов
• "Почтовый ящик" - помогает родителям анонимно выяснить значимые для них проблемы, они имеют возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу воспитания своего ребенка. Обратиться за помощью к конкретному специалисту.
• анкетирование можно провести в любой форме (в форме цветка, солнышка, смайлика и т. п.)
• Общение в социальных сетях. В закрытых группах своих групп, которые посещает ребёнок, воспитатели могут выкладывать интересные фото или информацию для родителей. В таких группах есть разделы, в которых родитель может задать вопрос воспитателю или другим родителям, а также узнать о всех проходящих мероприятиях внутри учреждения.
8-й слайд
Познавательные формы взаимодействия с родителями
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.
• семинары-практикумы
• тренинги
• проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
• мастер-классы
• вечер вопросов и ответов
• родительская гостиная
• игры с педагогическим содержанием
• дни добрых дел
• участие в акциях и проектах ДОУ
9-й слайд
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний в форме «Родительской гостиной» Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
10-11-й слайд
Участие родителей в родительском патруле можно рассматривать как нетрадиционную форму работы по правилам дорожного движения.
Такая форма позволяет родителям:
• контролировать использование светоотражающих элементов в одежде родителями воспитанников детского сада;
• следить за соблюдением правил перевозки детей;
• контролировать соблюдение правил дорожного движения детьми по пути следования в детский сад и обратно.
Кроме того, родительский патруль может участвовать в проведении практических занятий с детьми ДОУ, например, участвовать в изготовлении дорожных знаков, шить костюмы для команды ЮПИД, помогать пополнять новой тематической литературой методический кабинет.
12-13-й слайд
Предлагаю вашему вниманию нетрадиционный подход совместной деятельности педагогов и родителей при изучении детьми дорожных знаков – вот такие знаки у нас появились!
14-й слайд
Участие в акции «Безопасное лето» так же можно рассматривать как нетрадиционную форму работы с родителями по предупреждение детского травматизма. Предлагаю вам посмотреть фрагмент ролика.
15-й слайд
Под девизом Года добрых дел "Мы вместе всей семьёй" родители принимали участие в субботниках по благоустройству территории детского сада, а также покраске игрового оборудования. Каждый внёс свой вклад, частичку своего тепла! Никто не остался в стороне не смотря на занятость и нехватку времени!
16-й слайд
Дни добрых дел – это дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т. д.
17-й слайд
Экологическая акция родителей совместно с НИТТ «Помоги птицам»
18-й слайд
Родители нашего ДОУ активно принимают участие в акциях по сбору гуманитарной помощи участникам СВО, таких как «Тепло для героев», «Письмо солдату», «Привет из дома» и др.
Основная цель акции – выразить поддержку российским военным, участвующим в спецоперации на Украине, и показать единство граждан. В такой непростой период, главное для жителей всей страны. А в ответ получаем от наших защитников слова благодарности. вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания
19-20-й слайд
Мастер-класс — это одна из нетрадиционных форм работы с родителями, которая предполагает обмен опытом по воспитанию и развитию детей.
На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности. Родители знакомят со своим творчеством, распространяют опыт семейного воспитания.
Для вас фрагмент мастер-класса - проводит родительница группы «Морячки» Магомедова А. П.
21-й слайд
Мастер-класс «Рисуем ладошками подарок маме» проводит родительница группы «Непоседы» Болдарева А. О.
22-й слайд
Самый любимый праздник, как взрослых, так и детей, конечно же, Новый год. Именно в Новый год происходит волшебство, случаются чудеса, и оживает сказка. Родители, участвуя в проекте «Встречаем Новый год», создают эту сказку для своих детей - дарят ребятам ощущение волшебства.
23-24-й слайд
Итог проектной деятельности презентация видео-поздравления для детей.
25-й слайд
Досуговые формы работы с родителями:
• совместные досуги, праздники
• выставки совместных работ родителей и детей
• экскурсии
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
26-й слайд
Экскурсия в пожарно-спасательную часть
Совместные экскурсии с родителями можно рассматривать как нетрадиционную форму взаимодействия в рамках дошкольного образования.
Цель таких экскурсий — привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми, повысить интерес к изучению родного края, сформировать чувство гордости и ответственности за свою малую Родину, укрепить здоровье детей.
27-й слайд
Экскурсия в редакцию «Знамя шахтера»
28-29-й слайд
В апреле в нашем детском саду прошла акция «Семейная зарядка» приуроченная ко Всемирному дню здоровья. Главная задача данной акции -повышение ценности семейного здорового образа жизни, пропаганда социально-позитивного и здорового образа жизни среди детей и молодежи, популяризация правильного питания и режима дня, занятий спортом.
30-й слайд
Совместные праздники - это одна из нетрадиционных форм взаимодействия, которая помогает сплотить детско-родительский коллектив группы, познакомить родителей с жизнью детей в образовательном учреждении и оптимизировать детско-родительские отношения.
31-й слайд
Мероприятия могут быть разных видов: праздники, досуги, театрализованные развлечения, спортивные мероприятия, где родители являются полноценными участниками, вместе с детьми танцуют, играют, выполняют оздоровительные упражнения.
32-й слайд
Семейная мастерская – это выставки совместного творчества. Такая форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников очень эффективна. Благодаря таким мероприятиям родители учатся организовывать совместный досуг с ребенком и больше времени уделяют его творческому развитию. Выставки имеют различную направленность: (экологические, выставки к памятным датам, ПДД, здоровый образ жизни и т. д.).
33-й слайд
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
• информационные проспекты для родителей
• стенды, ширмы, папки-передвижки
• видеоролики
• презентация детского сада
• открытые просмотры занятий и других видов деятельности
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
34-й слайд
Таким образом, традиционные формы — это проверенные временем, устойчивые формы работы, а нетрадиционные — это новые, современные формы, направленные на установление неформальных отношений с родителями