Дарья Докурова
Программа национальной группы «Хамдан» по этнокультурному воспитанию дошкольников на основе крымского компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеек»
Рассмотрено:
Педагогический совет №
От ___2023г.
. Утверждено:
Заведующий МКДОУ д/с «Ручеек»
___ Сидоренко Н. В.
ПРОГРАММА
национальной группы «Хамдан»
На основе реализации инновационной площадки
«Этнокультурное воспитание детей
дошкольного возраста»
Публикация «Программа национальной группы „Хамдан“ по этнокультурному воспитанию дошкольников на основе крымского компонента» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Крым. Родной край
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Подготовила:
Педагог дополнительного образования Д. А. Докурова
с. Виноградное
2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…. 3
I. Целевой раздел
1.1. Информационная справка….4
1.2. Паспорт программы…. ….5
1.3. Пояснительная записка…. 9
1.4. Этапы реализации программы группы «Хамдан» на 2023. г- 2026г. 10
II. Содержательный раздел
2.1. Задачи по этнокультурному воспитанию дошкольни-ков….….… …. …13
2.2. Схема формы работы с детьми ….… 15
2.3. Взаимодействие с педагогами ДОУ …. …17
2.4. Взаимодействие с родителями…. ….19
III. Организационный раздел
3.1. Познавательный компонент этнотолерантности …. 19
3.2. Мониторинг воспитательно- образовательного процесса ….… 20
3.3. Формы и методы изучения воспитательно- образовательного процесса …. … 21
3.4. Литература….….22
Введение
Практика показывает, что необходимо совершенствование методической работы, применение новых эффективных технологий, целенаправленность в области этнокуль-турного подхода к воспитанию дошкольников, так как:
Усиливается роль возрождения национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов самосознания и самоуваже-ния народа.
Нарушена преемственность старшего и младшего поколения.
Продолжаются инновационные процессы в сфере образования.
Повышается актуальность формирования этики межнационального общения и толерантного поведения.
Все это требует обеспечение наращивания творческих и управленческих потенциалов ДОУ.
Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности до-школьного детства, сегодня как никогда перекликается с задачами по этнокультурному и патриотическому воспитанию, способствует самоидентификации себя, как части нации.
С этой целью в МКДОУ д/с «Ручеек» была создана национальная группа «Хамдан» с приоритетом этнокультурного подхода в воспитании дошкольников.
С учетом данных фактов для группы «Хамдан» была создана программа, направленная на создание системы этнокультурного воспитания детей, представляющую собой комплекс нормативно-правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обес-печить ряд задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
I. Целевой раздел 1.1. Информационная справка
Полное наименование в соответствии с
Уставом
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек»
Заведующий
Сидоренко Наталья Владимировна
Педагог дополнительного образования Докурова Дарья Александровна
1.2. Паспорт группы «Хамдан»
Название Национальная группа «Хамдан»
Проблема Активизация процесса этнокультурного воспитания дошколь-ников, обновления содержания дошкольного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стан-дарта и основных направлений государственной, региональной, му-ниципальной образовательной политики.
Цели программы Создание системы работы по этнокультурному воспитанию детей; достижения нового уровня качества этнокультурной компе-тентности детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и обра-зования.
Задачи програм-мы
Образовательные:
- формирование знаний детей об историческом и культурном прошлом своего народа, народов, проживающих на территории Горо-довиковского района;
-развитие инициативы и творческих способностей на основе соответ-ствующих дошкольному возрасту видов деятельности;
- формирование у дошкольников представлений о своей Родине и своей стране.
Развивающие:
- развитие у дошкольников познавательной активности и исследова-тельских умений;
- развитие кругозора детей на основе этнографического материала, ис-торического материала, доступного пониманию дошкольников;
- развитие у воспитанников активной жизненной позиции через орга-низацию познавательной деятельности;
- развитие у дошкольников способности эмоциональноэстетического восприятия окружающего мира;
- ознакомление детей дошкольного возраста с историей, культурой и традициями своего народа и народов, проживающих на территории Городовиковского района;
- формирование у детей представления о Родине, крае, городе, где он живет;
- формирование экологической культуры через ознакомление с род-ным краем, городом, природными особенностями малой Родины;
- формирование знаний о русских народных промыслах;
- - формирование элементарных знаний о правах человека;
- ознакомление детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Воспитательные :
-развитие патриотических и гражданских качеств через осознание собственной значимости и сопричастности культурно-историческим и общественным событиям жизни своей страны, других народов;
- эмоциональное развитие через формирование чувств уважения, сим-патии, гордости, любви ко всему, что
объединяет понятие Родины (семья, дом, друзья, родной город, родная страна, я и мое окружение, чувств достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей как гражданина своего Отече-ства;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование у дошкольников интереса к истории и культуре малой и большой Родины, желания знать, понимать, сохранять, ста-новиться носителями русской традиционной культуры;
- воспитание у дошкольников бережного и созидательного от-ношения к культурным и природным ценностям родного
края;
- формирование позитивной социализации ребенка, его всесто-роннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Работа с педагогами
-Апробировать новые формы, средства, содержание педагогической работы с детьми, их родителями и педагогами по сообщению знаний об истории, культуре и традициях нашей страны.
Работа с родителями
- Повысить информированность заинтересованность родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе путем активного во-влечения в этнокультурную деятельность.
Работа с социумом
- совершенствовать систему социального партнерства ДОУ с общественными организациями города (взаимодействие с семьями воспитанников, с образовательными
учреждениями, учреждениями культуры)
Основные направления программы – Организованная деятельность с воспитанниками ДОУ :
- основная образовательная деятельность
- дополнительное образование
Через:
– Взаимодействие с педагогами ДОУ.
– Взаимодействие с родителями ДОУ.
– Создание обновленной предметно-развивающей среды в ДОУ.
– Сотрудничество с социальными партнерами.
Руководитель Программы Докурова Дарья Александровна – педагог дополнительного образова-ния
Сроки
реализации про-граммы 2023-2026 гг.
1.3. Пояснительная записка
Проблема этнокультурного образования детей и взрослых приобрела в последние годы важное значение.
С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” про-изошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритет-ных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и реги-ональным культурным наследием и историей страны, малой Родины.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 1493 от 30 декабря 2015 г., определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способен успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации про-цесса воспитания патриотических и гражданских качеств дошкольников.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа и развитие национального самосознания.
Этнокультурное образование – это неотъемлемая часть образовательного процесса современного дошкольного учреждения. Задача взрослых в дошкольном возрасте, откры-вая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры, способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активно-го преобразователя окружающей и общественной среды.
1.4. Этапы реализации программы группы «Хамдан»
на 2023г. :
Первый этап
сентябрь – декабрь 2023 года – диагностически-организационный
• Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по этнокультурной осведомленности дошкольников.
• Провести комплексный анализ работы за предыдущие годы и реализации с учетом потребностей родителей, педагогов.
• Изучить современную нормативно-правовую базу ДОУ.
• Анализировать возможности материально-технической базы ДОУ.
• На основании анализа продумать и конкретизировать формы и методы реализации комплексно-целевой программы по этнокультурному воспитанию дошкольников через приобщение к истории, культуре, традициям и нравственным заповедям свое-го народа.
• Анализировать педагогические условия, конкретизировать шаги по формированию педагогической мотивации, компетентности в организации работы по формирова-нию у дошкольников этнокультурной осведомленности.
• С целью обогащения содержания доработать рабочие программы по этнокультур-ному воспитанию детей и дополнительному образованию.
• Продолжать обогащать этнокультурную среду, обеспечивающую эмоциональное благополучие ребенка, формирование чувства уверенности в себе и защищенности через обретение опыта поведения в основных сферах жизнедеятельности, на основе познания и принятия особенностей культуры родного народа.
• Отобрать критерии, показатели для определения уровня сформированности знаний воспитанников об истории, культуре, традициях своего народа, сформированности этнокультурной компетенции.
Второй этап
2024 год – 2025 год - практический
• Создать педагогические условия для формирования этнокультурных компетенций воспитанников и получения ими комплекса знаний об истории, культуре и тради-циях своего народа.
• Совершенствовать мастерство педагогических работников через создание системы методической работы.
• Совершенствовать и обогащать материально-техническую базу ДОУ.
• Организовать взаимодействие с социокультурными учреждениями.
• Совершенствовать систему этнокультурного воспитания через организацию, соот-ветствующего образовательного пространства.
• Обогащать педагогический процесс через внедрение знаний об истории, культуре, традициях народов в специальноорганизованную деятельность детей.
• Обогащать и совершенствовать предметно-развивающую среду, способствующую формированию этнокультурной и толерантной осведомленности.
• Реализовывать комплексно-целевую программу в жизнь и воспитание детей в обра-зовательное пространство ДОУ.
• Внедрять комплексно-целевую программу в педагогический процесс детского сада на основании апробации.
• Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
• Выстраивать систему этнокультурного воспитания детей с учетом взаимосвязанно-сти задач.
Третий этап
2026год – итоговый
• Провести сравнительный анализ реализации комплексно-целевой программы, си-стематизировать и обобщить результаты.
• Представить результаты реализации комплексно-целевой программы педагогиче-ской общественности.
• Продолжать работу, способствующую повышению качества образовательного про-цесса через поиск новых идей и механизмов.
II Содержательный раздел
Программа направлена на обеспечение развития личности и развития способно-стей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Задачи «Социально-коммуникативного развития» проходят через все структурные компоненты программы.
В направлениях «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» выделены зада-чи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориен-тировок в окружающем мире, развитию любознательности и познавательной мотивации.
В качестве основного средства развития языковых и коммуникативных способно-стей у детей рассматривается фольклорное творчество.
Содержание направления «Художественно-эстетическое развитие» рассматривает-ся в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художе-ственного развития средствами народного искусства. Содержание отражает следующее: ознакомление с музыкальным и танцевально-игровым фольклором, декоративно-прикладным творчеством.
В направлении «Физическое развитие» определены задачи, решение которых со-действует укреплению здоровья детей, совершенствованию возможностей детского орга-низма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств. При этом в каче-стве основного вида деятельности выступает народная игра, что позволяет принципиаль-но по-новому организовать педагогический процесс в целом.
2.1. Задачи по этнокультурному воспитанию :
Социально–коммуникативное развитие
Развитие коммуникативной компетентности дошкольников и формирования у них социальных навыков, формирование правового сознания у детей, через ознакомле-ние с ближайшим окружением; формирование у детей положительного самоощу-щения; развития у детей положительного отношения к окружающим людям; при-общение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми;
формирование эмоциональной отзывчивости на материале народного фольклорно-го наследия, музыкального наследия, художественноэстетического наследия, фор-мирование этнокультурных качеств, через приобщение детей к истокам, истории, культуре, традициям, нравственным заповедям своего народа; воспитание межна-циональной толерантности;
формирование трудовых навыков;
формирование представлений дошкольников об этнической
принадлежности;
уважения к семье, обществу, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Познавательное развитие
Формирование экологической культуры;
формирование интереса к истории города, края, формирование знаний о наследии родного города, края, воспитание уважительного отношения к людям труда, родной семьи, близким людям;
формирование этнокультурных качеств на материале народных праздников, тради-ций, обрядов, воспитание уважительного отношения к людям разных национально-стей;
ознакомление детей с народами, населяющими Республику Калмыкия, с гербом, гимном, флагом России и Республики Калмыкия.
Речевое развитие
Обогащение активного словаря детей через приобщение к русскому народному устному фольклору;
развитие связной речи через ознакомление с русскими народными сказками, былинами;
развитие речевого творчества и интонационной культуры речи, через приобщение детей к традициям, обрядам народа.
Художественно –эстетическое развитие
Ознакомление детей с декоративно – прикладным творчеством русского народа, видами росписи и прикладными видами искусства народов Республики Калмыкия, Городовиковского района;
2. 3. Взаимодействие с педагогами ДОУ
Этнокультурное воспитание и образование дошкольников – сложный и деликатный про-цесс. Человека, любящего свою Родину, признающего права других людей, умеющего гордиться своей страной, может воспитать педагог патриот своей Родины.
Для закрепления и систематизации знаний педагогов по различным направлениям этнокультурного воспитания и образования целесообразно организовывать методические мероприятия, которые отражали бы степень увлеченности педагога той или иной пробле-мой и являлись своеобразным итогом работы: педсоветы, семинары, семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, консультации, план работы по самообразо-ванию, создание портфолио педагога и прочее.
Цель: Создание системы по изучению реального состояния педагогического процесса по этнокультурному воспитанию и образованию детей. Анализ работы педагогического коллектива по данной проблеме, определение содержания и направлений воспитания.
Задачи:
- Изучение нормативно-правовой базы в рамках этнокультурного воспитания детей;
- Изучение научно-методической литературы, методического сопровождения, методического руководства.
- Разработка рабочих программ по данному направлению с учетом народного календа-ря.
- Организация экспертизы, диагностики, отработка механизмов взаимодей-ствия.
- Повышение квалификации и уровня профессионального мастерства педагогов.
- Создание условий для этнокультурного воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Работа педагогического коллектива ДОУ по этнокультурному воспитанию и образованию детей
Направление Содержание
Информационное Создание информационно тематических разработок,
методических материалов, пособий
Технологическое Разработка конспектов образовательной деятельности,
дидактических игр
Организационное Создание предметно-развивающей среды, сбор наглядных средств: картин, фото, ху-дожественной литературы и т. д.
2.4. Взаимодействие с родителями
На основе изучения современных исследований в области взаимодействия до-школьных учреждений с семьей, анализа их практической деятельности в рамках инно-вационной деятельности нами была разработана структура взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи для оптимизации этнокультурного воспитания до-школьников.
Цель работы: вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс.
Задачи:
Привлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс:
-привлечение родителей к проведению занятий;
- участие родителей в выставках совместного творчества;
- организация презентаций, национальных раритетов, семейных традиций;
- создание семейных альбомов;
-проведение совместных прогулок и экскурсий;
- участие родителей в праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой;
- вовлечение родителей в работу семинаров- практикумов, мастер- классов.
III. Организационный раздел
3.1. Познавательный компонент этнотолерантности
К концу обучения:
• ребенок имеет представление о расовом и этническом разнообразии людей;
• ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса;
• ребенок понимает, что Россия многонациональная страна, может назвать три- че-тыре национальности людей населяющих ее;
• ребенок знаком с некоторыми особенностями материальной культуры, своеобра-зием произведений народного искусства, народных игр и праздников;
• ребенок знает отдельные произведения устного, музыкального, декоративно- при-кладного искусства, народные игры;
• ребенок начинает осознавать, что все любят свою страну, чтят предков, уважают старших, заботятся о близких людях, берегут природу, красоту окружающего ми-ра, поощряют трудолюбие, и пр. ;
• ребенок понимает значение толерантного общения с детьми и взрослыми, осозна-ет значение взаимопомощи в трудных ситуациях, необходимость позитивного вза-имодействия с людьми разных стран и этносов.
3. 2. Мониторинг воспитательно – образовательного процесса
Мониторинг – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния исследуемой целостной педагогической системы с целью выявления ее соот-ветствия ожидаемому результату или первоначальным предложениям.
Цели мониторинга:
• оценка результативности воспитательно-образовательного процесса, организуе-мого в ходе реализации программы по этнокультурному образованию;
• оценка влияния программы на развитие профессионализма вос-питателя;
• определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов ор-ганизации воспитательно-образовательного процесса, в наибольшей степени вли-яющих на развитие личности ребенка; родителей и педагогов.
Задачи мониторинга:
• нацеленность на развитие личности ребенка с учетом возрастных особенностей;
• диагностика результатов развития личности воспитанников, педагогов и родите-лей в формировании этнокультурной компетенции, что является главным содер-жанием деятельности по определению эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• использование системного подхода при отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности реализации программы;
• нацеленность на развитие личности ребенка с учетом возрастных особенностей;
• достаточность диагностического инструментария для подготовки и проведения мониторинга, обработки получаемых результатов;
• адекватность как изучение данных с учетом изменяющихся внешних условий, со-ответствие этим условиям;
• прогностичность как получение данных, позволяющих прогнозировать будущие и возможные изменения в путях достижения поставленных
целей;
• органичность мониторинга и воспитательно-образовательного процесса;
• включенность педагогов, а также детей и родителей в диагностический процесс;
• создание аналитических справочных материалов.
3.3. Формы и методы изучения воспитательно- образовательного процесса:
• наблюдение и опрос;
• педагогическое диагностирование;
• анкетирование и тестирование;
• изучение продуктов детского творчества; • экспертная оценка.
С целью воздействия этнокультурного образования детей дошкольного возраста на про-цесс их духовно- нравственного развития, необходимо осуществлять мониторинг в трех направлениях:
• этнокультурное развитие детей;
• этнокультурное образование родителей;
• этнокультурная компетентность педагогов
Система мониторинга
1. Анкетирование педагогов и родителей.
2. Диагностика уровня освоения материала.
3. Мониторинговые исследования каждого направления работы.
Ожидаемые результаты:
• Духовное обогащение через приобщение к традиционной народной культуре путем построения такой системы жизнедеятельности учреждения, которая бы обеспечила условия плодотворной работы и развития личности детей, родите-лей, каждого педагога, направленную на реализацию всех сторон личности, вы-явление одаренности и отвечающую многообразию жизненных интересов и ре-бенка, и взрослого.
• Воспитание у детей и взрослых национального самосознания, ощущение при-частности к разным культурам.
• Воспитание толерантности на основе уважения к людям разных национально-стей.
• Создание системы планирования с учетом народного календаря для всех воз-растных групп с учетом преемственности между возрастными группами и со-творчества педагогов и специалистов, интеграции учебно-воспитательного про-цесса.
• Овладение различными формами народной игровой культуры как системой со-циокультурной преемственности; освоение методов, приемов, форм народной педагогики.
• Создание механизма взаимодействия педагогов и специалистов, творческого взаимодействия детей и взрослых в ритме годового круга календарных народ-ных праздников.
• Освоение материала традиционной народной культуры, создание системы рабо-ты продуктивных форм работы с родителями и вовлечение родителей в педаго-гический процесс.
3.4. Литература
1. Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2017
2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева) – СПБ. : Детство- Пресс, 2010.
3. Сборник материалов «Растим патриотов России Сост. Н. В. Нищева. - СПб. :«Дет-ство- Пресс», 2016
4. Образовательная область «Познавательное развитие» З. А. Михайлова, М. Н. Поля-кова, Т. А. Ивченко и др. - СПб. : «Детство- Пресс», 2017
5. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно- прикладное искус-ство» Н. В Ермолаева - СПб. : «Детсво- Пресс», 2011.
6. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Старшая группа. И. А. Бойчук – СПб. : «Детство- Пресс», 2013
7. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством» И. А. Бойчук – СПб. : «Детство- Пресс», 2013
8. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Подготовительная группа. И. А. Бойчук – СПб. : «Детство- Пресс», 2013
9. «Краеведение в детском саду» В. Н. Матова. – СПб. : «Детство- Пресс», 2014
10. «Красна изба… Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада» М. В. Тихонова., Н. С.
Смирнова. – СПБ. : «Детство- Пресс», 2017
11. «Чаепитие. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями» Н. Н. Леонова – СПб «Детство – Пресс», 2016.
12. «Знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.
Русская матрешка» Н. Н. Лонова – СПБ. : «Детство- Пресс», 2015