Любовь Боборикина
Cтили семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Cтили семейного воспитания
Личность ребёнка, формируется под воздействием того стиля семейного воспитания, который применяют к нему родители.
Семья, являясь средой, в которой воспитывается ребёнок оказывает огромное влияние на него. Воспитывая ребёнка, родители (иногда и не осознавая этого) применяют определённые стили воспитания. Зачастую они просто переносят в свою семью тот стиль, в котором они сами когда то воспитывались. Родители, это первые воспитатели в жизни ребёнка социализирующие его, формирующие мировоззрение, доверие или не доверие к людям и жизни в целом.
Публикация «Cтили семейного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Личность ребёнка, формируется под воздействием того стиля семейного воспитания, который применяют к нему родители. Стили эти разные и они по разному формируют те или иные черты личности.
И так, что понимается под стилями воспитания?
Стили семейного воспитания - это наиболее характерные способы общения родителей с ребенком, предусматривающие определенные методы и средства педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Психологами выделяются 6 основных стилей воспитания :
1. Авторитарный
2. Гиперопека (сверхнуждающийся)
3. Попустительский (отстранённый, гипоопека)
4. Хаотичный (непоследовательное руководство)
5. Отчуждённый (безразличный)
6. Демократический (сотрудничество)
Авторитарный стиль. Девиз такого стиля воспитания : «Делай, как сказано», «Я тут главный».
Родители, использующие такой стиль воспитания все решения принимают на себя, считают, что ребёнок должен безотказно подчиняться их воли и авторитету. Они ограничивают самостоятельность ребёнка, не считая нужным как то обосновать свои требования («Потому, что я так сказал»). Используют жёсткий контроль, суровые запреты и физические наказания. Такие родители категоричны, требовательны, неуступчивы.
Основными чертами ребёнка при таком стиле воспитания, являются: страхи, безволие, низкая самооценка, подозрительность, настороженность, замкнутость или наоборот, агрессивность, асоциальное поведение.
У ребёнка в дальнейшем может сформироваться либо слабая жизненная позиция. Либо формируется деспотичная личность.
Гиперопека. Девизом такого стиля воспитания является : «Давай я сделаю это за тебя, позволь мне помочь тебе».
Основными чертами родителей, использующих такой стиль воспитания, являются следующие: ограждают детей от всего, интересуются, эмоционально близки с ними, выполняют и исполняют всё за ребёнка, решают за него, тревожатся, ограничивают его самостоятельность.
Основными чертами ребёнка при таком стиле воспитания, являются: зависимость от взрослых, завышенная самооценка с одной стороны, неуверенность в собственных силах, с другой, невротичность, тревожность, инфантилизм, беспомощность, отсутствие самостоятельности.
В дальнейшем из такого ребёнка может вырасти либо зависимая от других личность, либо домашний деспот.
Попустительский стиль (гипоопека). Девиз такого стиля воспитания : «Делай всё, что хочешь»
Основными чертами родителей, использующих такой стиль воспитания, являются следующие: непоследовательность, безответственность, безволие, инфантилизм, воспитание по методу кнута и пряника.
Основными чертами ребёнка при таком стиле воспитания, являются: неумение контролировать своё поведение, не готовность к ограничениям и ответственности, неумение устанавливать прочные эмоциональные связи (так называемые «холодные» дети, дипрессивность, отчуждённость, несчастность, агрессивность, асоциальное поведение.
В дальнейшем из такого ребёнка может вырасти либо свободная, но безучастная личность, либо личность «без тормозов».
Хаотичный стиль (непоследовательное руководство). Девиз такого стиля воспитания : «Так делать можно», «Так делать нельзя».
Основными чертами родителей, использующих такой стиль воспитания, являются следующие: непоследовательность, эмоциональная нестабильность, непредсказуемость, самоутверждение через ребёнка, состязательность, соперничество, разногласия между родителями в выборе методов воспитания.
Основными чертами ребёнка при таком стиле воспитания, являются: отсутствие чувства ответственности и самоконтроля, заниженная самооценка, незрелость суждений, инфантилизм, поведенческая неуравновешенность, агрессивность, тревожность, неуверенность, приспособленец, манипулятор.
Отчуждённый стиль. Девиз такого стиля воспитания : «Да делай ты, что хочешь»
Основными чертами родителей, использующих такой стиль воспитания, являются следующие: отчуждённость, глубокое безразличие к личности ребёнка, они его «не замечают», не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром, избегают общаться с ним, держат от себя на расстоянии, дети предоставлены сами себе.
Такой стиль воспитания чаще наблюдается в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.
Основными чертами ребёнка при таком стиле воспитания, являются: одиночество, неуверенность в себе, чувство глубокой несчастности, агрессивность, недоверие к людям и к жизни в целом.
В дальнейшем из такого ребёнка может вырасти асоциальная личность.
Демократический стиль (сотрудничество). Девиз такого стиля воспитания : «Сделай это по следующей причине!»
Основные черты родителей использующих такой стиль воспитания, являются следующие: поощрение личной ответственности и самостоятельности в соответствии с возможностями ребенка, помощь детям, теплота, твердость и последовательность, открытость, эмоциональность, требовательность, справедливость.
Основными чертами ребёнка при таком стиле воспитания, являются: способность принимать решения, выслушивать и обсуждать мнения и советы родителей. Формируется правильное, ответственное социальное поведение, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, открытость, дружелюбие, справедливость.