Евгения
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Тема доклада Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Слайд 2 Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения.
Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Слайд 3 Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей и современным воспитанием в семье. С каждым годом мы наблюдаем, что у современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, все их идеалы построены на однотипных куклах Винкс и Лол, вымышленных персонажах, таких как Человек-паук, Трансформеры, Боты и др. Материальные ценности стали преобладать над духовными.
Родители все реже читают детям книги, крайне редко играют с детьми в игры своего детства и рассказывают сказки. Бабушки и дедушки все реже передают традиции семьи. Современные дети мало знают о родном селе, городе, о своей стране, особенностях народных традиций.
Слайд 4 Я считаю, что каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.
Слайд 5 Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.
Слайд 6
Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны :
- высокая восприимчивость,
- легкая обучаемость,
- безграничное доверие взрослым,
- стремление подражать им,
- эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Слайд 7
Нравственное воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме. Многие вещи не меняются со временем, всё новое-это хорошо забытое старое.
У ребенка, который не видит в своём ближайшем окружении предметов русского народно-прикладного искусства, не знает народных игр, не слышит песен, никогда не появится интерес к русской культуре. Такой ребенок не осознаёт связи с прошлым своего народа, не научится любить и ценить его.
Большую часть своего времени дошкольники проводят в детском саду, как не нам, нужно взять на себя роль человека, который познакомит ребёнка с русской народной культурой, покажет её красоту и разнообразие. При использовании комплекса разнообразных методов по ознакомлению с различными элементами культуры русского народа у детей появляются не только новые представления о социальной действительности, но и новые эмоциональные оценки, гуманные сопереживания, что способствует формированию эмоционально-положительного настроя по отношению к национальной культуре.
Слайд 8
Цель моей работы: формирование национальной памяти через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Слайд 9
Задачи.
Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
Познакомить с культурным наследием предков.
Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, патриотизма через духовное самоопределение.
Развивать нравственные качества личности дошкольника.
Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего.
Слайд 10
Основные направления работы:
1. Создание атмосферы национального быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.).
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.
Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством
В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка, организации двигательной активности детей.
5. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
6. Создание развивающей среды
Так же важным этапом работы по приобщению детей к русскими традициями, быту и культуре является создание развивающей среды.
7. Взаимодействие с родителями
Вернисаж творчества родителей, детей и педагогов
Индивидуальные выставки
Тематические проекты родитель – ребенок
Совместная подготовка к итоговым мероприятиям
Взаимодействие с родителями по обеспечению литературой, для дополнительного чтения дома
Информация в родительский уголок
Слайд 11
Сегодня вы увидели праздник «Осенняя ярмарка». Ярморочные гуляния издавна были частью русской культуры и истории. Люди всегда возвращались с ярмарки не с пустыми руками, а обязательно с гостинцами, и, конечно же, с хорошим настроением.
Слайд 12
Цель открытого мероприятия - это приобщение детей к народному творчеству, создание радостной атмосферы праздника
Задачи:
• Расширить знания детей о культуре и традициях русского народа.
• Развивать выразительность речи.
• Использовать для двигательной активности элементы танцевальных движений из русских народных плясок.
• Развивать интерес к фольклорным произведениям, к разнообразию народных промыслов.
• Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, обычаям, русскому фольклору.
• Расширять представления детей о русских народных костюмах и поддерживать исконно-русские традиции
Слайд 13
На подготовительном этапе проводилась беседа с детьми о русских традициях; организовывалась работа с иллюстративным и музыкальным материалом по теме; беседовали с родителями о предстоящем празднике в дошкольной группе.
Слайд 14
На основном этапе с детьми проводились
-экскурсии, наблюдения, прогулки;
- игры: настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные;
- организовывалось прослушивание музыкальных произведений П. Чайковского «Времена года»; разучивание песен о Ярмарке, об осени.
- использовались здоровьесберегающие технологии:
-Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять», «Листочки»
-Дыхательная гимнастика «Ветерок»
-Хороводная игра «К нам осень пришла», «Плетень», «Яблочко» «Листопад»
-Эстафета «Соберём осенний букет»
Велась работа совместно с воспитателем по циклу наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью», чтение художественной литературы: Осенние сказки, загадки, пословицы, поговорки.
Слайд 15
На заключительном этапе мы показали вам развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Осенняя ярмарка» и выставку «Огородные фантазии», которую помогли нам организовать наши родители.
Слайд 16
Вывод и планируемая работа по теме.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Слайд 17