Роза Новинова
Опыт работы по развитию мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ «Детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников «Петушок» г. Орска».
Выступление на городском методическом объединении
Тема: «Развитие мелкой моторики руки у детей раннего возраста в играх, упражнениях и различных видах продуктивной деятельности».
Воспитатель: Новинова Р. Б.
2019 г.
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста.
Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
Из опыта работы могу сказать, что дети сейчас поступают в детский сад малоговорящие, а то и совсем не говорящие. Для себя поставила задачу, проводить углубленную работу по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом.
Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим мы будем воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. (Сайд 2) Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. (Слайд 3)
Значение развития мелкой моторики очень велико :
1. Повышает тонус коры головного мозга. 2. Развивает речевые центры коры головного мозга. 3. Стимулирует развитие речи ребенка. 4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. 5. Способствует улучшению артикуляционной моторики. 6. Развивает чувство ритма и координацию движений. 7. Подготавливает руку к письму. 8. Поднимает настроение ребенка. (Слайд 4)
Образовательные области в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, затрагиваемые при развитии мелкой моторики рук : социально-коммуникативное развитие (формирование готовности к совместной деятельности); познавательное развитие (сенсорика, окружающий мир, конструирование); речевое развитие (овладение средствами общения); художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, стихи, потешки, сказки, игра на музыкальных инструментах); физическое развитие (массаж, пальчиковая гимнастика). (Слайд 5)
Я поставила следующие цели и задачи: 1. Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга. 2. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук. 3. Развивать точность и координацию руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. 4. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей. 5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей раннего возраста. (Слайд 6)
Пальчиковые игры и упражнения для развития руки имеют огромный потенциал: способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речевых, интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка; являются главными помощниками при адаптации ребенка; эффективно используются для преодоления трудностей в детскородительских отношениях; доступны детям с разным уровнем развития и здоровья и дают выраженный оздоровительный эффект; оказывают терапевтическое влияние; удачно применяются в работе с детьми для снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных навыков; дают ребенку возможность «прожить» настоящее детство.
Я же использую в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ. (Слайд 7)
Это игры и упражнения, пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук. Сейчас подробнее представлю, какие игры я применяю для развития мелкой моторики рук ребенка : Пальчиковые игры с предметами и без предметов. (Слайд 8).
Детские книги сделанные своими руками дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры. (Слайд 9)
Изобразительная деятельность Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему. (Слайд 10)
Массаж ладоней и пальчиков рук - он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. (Слайд 11)
Игры и прищепками и пуговицами Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Пуговицы - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительномоторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. (Слайд 12)
Игры с крупными бусинами - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей. (Слайд 13)
Игры с игрушками: вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами. (Слайд 14)
Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи; - развивают творческие способности. В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи. (Слайд 15)
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. (Слайд 16) Игры с крупой (манкой, горохом, фасолью). Хорошее ежедневное упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук – складывание мелких предметов в пластиковую бутылку. Ребенку будет интереснее, если из бутылки сделать какое-нибудь животное (мышку, поросенка, которое надо постоянно кормить. Можно складывать в узкое горлышко бутылки горох, фасоль, любую крупу. Важно, чтобы малыш брал пальцами по одному мелкому предмету и кормил животное, попадая в узкое горлышко бутылки. Также детям очень нравится рисовать пальчиком по манной крупе. (Слайд 17)
Игры с бумагой: разрывание, комкание, разглаживание. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья. (Слайд 18)
Средства развития мелкой моторики : Пластилин Бумага Крупа (песок) Карандаши, счетные палочки Вода Нитки, шнурки, ткани Крупа, бусы, пуговицы (Слайд 19)
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. В своей группе оформила стенд, здесь они могут найти различную информацию о развитии мелкой моторики рук. Содержание стенда я пополняю ежемесячно. Здесь размещены: Папки-передвижки: «Развитие мелкой моторики в быту», «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Папки: «Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия», «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» (игры и упражнения для занятий дома) Консультации: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», «Сенсорные игрушки», «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста», «Карандаш-массажер», «Взял я в руки карандаш. Советы родителям».
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке, тем выше развитие ребёнка. Итак, задача взрослых (наша с вами задача) – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению. (Слайд 20)
Спасибо за внимание! (Слайд 21).