Екатерина Архипова
Организация НОД в соответствии со ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели должны организовывать образовательную деятельность (ООД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО – в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Однако педагог часто остается единственной центральной фигурой в ходе образовательной деятельности. На это указывает и тот факт, что уровень речевой активности детей остается низким даже на занятиях по развитию речи. Причина этого в немалой степени в том, что воспитатели традиционно используют подробные конспекты ООД, где картина занятия выстроена в мельчайших деталях вплоть до возможных ответов детей. Иногда воспитатель не дает детям высказаться, потому что опасается, что не успеет выполнить то, что задумал. Но ведь цель ООД – развивать детей, а не исполнять задуманный сценарий.
Публикация «Организация НОД в соответствии со ФГОС до» размещена в разделах
Предлагаю использовать в работе план-модель ООД. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении. План-модель непрерывной образовательной деятельности по объему занимает от 2/3 до 1 страницы. В нем нет познавательного материала, стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг, если это необходимо. Такой план воспитателю легче удержать в памяти, чем развернутый конспект или сценарий. Написание такого плана отнимает меньше времени на бумажную работу, что позволяет быстрее подготовиться к образовательной деятельности. План-модель универсален – его может использовать другой воспитатель: взять идею и развить ее по своему усмотрению.
Какую структуру имеет план-модель? План-модель имеет рамочный характер, поэтому он описывает только основные элементы ООД:
этапы НОД, включая целеполагание;
ключевые вопросы;
ситуация выбора – элемент партнерского взаимодействия.
Целеполагание. Здесь мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель образовательной деятельности. План-модель также включает этап постановки цели для детей. Цель ООД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель ООД – организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.
Современный образовательный процесс в ДОО должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и конкретных детей. Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Частая ошибка воспитателей – стремление объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовывать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе ООД воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе ООД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели. Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить» достижение 4–5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под силу. Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута. Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы планирования – следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.
Задачи ООД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной. Если цели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее представление о планируемой ООД.
Мотивация. Организация мотивационного этапа также вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах. Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литературу, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в ООД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.
Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в плане его подробно не описывать.
Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику ООД. Это несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество – 4–5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату. Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию, направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными. Чаще всего большинство вопросов, которые задает воспитатель детям, носят репродуктивный характер, т. е. от ребенка требуется вспомнить что-то, воспроизвести то, чему его научили. Такие вопросы тоже нужны. Но на каждой ООД обязательно должны быть и открытые вопросы – такие, которые подразумевают развернутые ответы и их разные варианты. Особенно это важно для старших дошкольников. Чем больше воспитатель будет задавать открытых вопросов, тем интереснее диалог он выстроит с детьми. Формулировки ключевых вопросов должны быть краткими, четкими и понятными. В ходе ООД, если дети не уловили сразу суть вопроса, лучше повторить его несколько раз, обращаясь непосредственно к отдельным воспитанникам, а не переформулировать каждый раз вопрос, запутывая детей. Просто нужно дать им время подумать. В ходе диалога будет больше вопросов и ответов, мнений, высказываний и рассуждений со стороны воспитателя и детей. Но все их запланировать и прописать невозможно и не нужно, если воспитатель добивается свободного общения.
Совместная работа. На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение. Самостоятельная работа детей. Данный этап можно не отражать в плане, если воспитатель не предполагает самостоятельную работу. Это зависит от цели ООД. Но если он планирует ее, то должен обозначить свою роль на данном этапе. Воспитатель может:
провести индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь;
продолжить диалог со всеми воспитанниками по теме НОД;
дать дополнительную информацию;
сделать пометки, чтобы потом их внести в индивидуальные карты наблюдений.
Рефлексия – последний и обязательный этап ООД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать: