МААМ-картинки

Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности

Кристина Нагорнова
Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдение натурального объекта

Показ и анализ образца

Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки;

Постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера;

Анализ и оценка процесса работы; качества готовой продукции.

Наблюдение натурального объекта

В процессе наблюдения и обследования предмета до занятия дети получают представление о его назначении в жизни, а также о зако-номерной связи между формой предмета, его размерами (или размерами его частей) и назначением в жизни. Так, мост через судоходную реку, предназначенный для железнодорожного транспорта, должен быть высоким и широким, чтобы под ним могло пройти судно. Если же мост переброшен через узкую речку для пешеходов, ему достаточно быть узким и низким. Такое целенаправленное знакомство старших дошкольников с объектом делает их практическую деятельность более осмысленной.

Публикация «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности» размещена в разделах

При наблюдении педагог подчеркивает связь между назначением предмета и его оформлением. Украшает предмет, прежде всего, его гармоничная форма. Архитектор старается придать такую форму сооружениям или их частям, чтобы они гармонировали с ландшафтом, привлекали к себе внимание, доставляли людям радость.

В целенаправленных и организованных наблюдениях нуждаются дети всех возрастных групп, разница лишь в глубине процесса и в отборе объектов для наблюдения. Младшим детям для обследования и последующего конструирования предлагаются знакомые предметы простых конструкций : мебель, домик для кукол, жилой дом, трамвай, горка.

Показ и анализ образца

Показ и анализ образца, выполнение педагогом всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы.

Пояснения, вопросы педагога используются наряду с наглядными методами. Детей учат наблюдать предметы по определенному плану. Воспитатель продумывает вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности. Вопросы должны направлять внимание ребенка не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Причем продуманная последовательность вопросов и выделение существенных признаков должны быть в работе с детьми каждой возрастной группы. Так, малышам воспитатель помогает сначала выделить один-два существенных признака (у домика стены и крыша).

Постепенно дети узнают о большем количестве признаков. У однородных предметов с помощью сравнения они начинают выделять общие особенности. Например, у всех видов городского транспорта имеются общие части: кабина, кузов, колеса и т. д. Но в зависимости от назначения транспорта форма и величина их разная. При обучении конструированию старших дошкольников педагог не только сам продумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их самостоятельно.

Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов, научить их выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:

1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.).

2. Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины.

3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).

4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т. п.).

5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.).

Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.

Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; При организации занятий конструированием из бумаги и других материалов, учитывая сложность этой деятельности, педагог использует в основном показ образцов, подробное объяснение. Но и на этих занятиях необходимо активизировать мышление детей, внося в обучение элементы проблемности. Дети могут сами на основе анализа готовой игрушки обнаружить знакомый способ изготовления и использовать его в работе, могут догадаться, как приклеить детали к основной части поделки, как расположить аппликацию на игрушке и т. п.

С целью закрепления у детей знаний и формирования умений самостоятельно и творчески их использовать педагог организует занятия по замыслу, по теме. При этом важно научить детей создавать замыслы поделок, планировать свою деятельность. Для этого педагог предлагает детям вначале рассказать, что, как и из какого материала они будут делать, и тем самым помогает наметить план предстоящей работы.

У детей старшего дошкольного возраста имеется достаточно большой круг представлений и сведений о предметах и явлениях, приобретенных стихийно или на занятиях. Важно их систематизировать, дать детям обобщенный способ анализа конструируемых объектов. Это позволит рационально строить процесс ознакомления детей с новыми предметами и явлениями и формировать обобщенные способы действия. С этой целью педагог предлагает детям конструировать предметы разного назначения, используя один и тот же способ. Например, дети изготовляют корзинку по выкройке куба, по этой же выкройке они самостоятельно делают телевизор, кроватку для куклы и т. д. В результате такого обучения дети начинают использовать способы работы, полученные на занятии и в свободной деятельности.

Постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера;

После накопления детьми определенных конструктивных умений педагог может использовать такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей, их творчества. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. С этой целью педагог организует конструирование по условиям. Например, перед старшими дошкольниками ставит задачу построить мост через речку для пешеходов, автомашин и предоставляет детям возможность найти самостоятельно способы стройки, определить, из каких деталей ее создавать.

Для успешного решения этой задачи дети должны иметь обобщенные представления о мостах ( мосты бывают разные: пешеходные, автодорожные, железнодорожные и т. д., но все они имеют общие части, отличающиеся размером, формой и т. п.) и определенные навыки самостоятельной работы (уметь разобраться в условиях задачи, обдумать будущую постройку в соответствии с этими условиями, отобрать необходимый материал).

Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предлагать конструктивные задачи по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции, например, построить тот же домик, но с дверями или построить кроватку известным способом, но выполнить ее так, чтобы она была соразмерна определенной игрушке.

Анализ и оценка процесса работы; качества готовой продукции.

К методам обучения детей конструированию следует отнести также анализ и оценку процесса работы и качества готовой продукции. Во время анализа целесообразно сначала обращать внимание на то, какими способами пользовались дети при создании игрушки, постройки, понимали ли, чему учились на занятии и научились ли новому, удачно ли применили способы работы. При оценке результатов коллективной работы следует учитывать не только качество коллективной продукции, но главным образом насколько дети придерживались правил совместного труда, все ли выполнили то, о чем договаривались, и выполнили ли именно ту часть работы, которая была определена каждому; поощрять при этом проявление уважения к работе товарищей, стремление помочь, научить тому, что умеет сам, а также удачное проявление инициативы в придумывании оригинальной конструкции.

При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить детей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и использует различные приемы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осознавать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товарищей. Ошибки, допущенные при выполнении задания, не следует оставлять без внимания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребенку осознать ее и тут же посоветовать, как исправить. Но лучше, если ошибки будут предупреждать и исправлять в процессе выполнения работы сами дети.

В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.

Применение того или иного метода или приема зависит от опыта детей, от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх и т. д.).

Игры раскрывают ребенку практическую целесообразность кон-струирования, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Но игра в то же время ставит перед детьми новые конструктивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. Например, на занятиях дети научились строить пароход, передавая основные его признаки. А в игре им понадобились и большие, и маленькие пароходы, и пассажирские, и грузовые. Пришлось думать, как знакомый образец парохода изменить в соответствии с новым замыслом. Руководство педагога играми должно быть направлено на развитие их содержания, на организацию детского коллектива, на установление правильных взаимоотношений между детьми, на закрепление знаний, полученных на занятиях, на развитие у детей самостоятельности мышления, конструктивного творчества и т. п. При этом педагог может пользоваться различными приемами с учетом возрастных особенностей детей и задач воспитания.

Несмотря на то, что на занятиях педагог показывает малышам, как делать постройки, они первое время часто не ставят перед собой цель что-нибудь построить, а просто кладут одну деталь на другую, довольствуясь при этом любым результатом.

Педагог может напомнить детям, что они строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и игрушками, либо повторить ту или другую постройку и посоветовать детям сделать такую же. Очень важно, чтобы педагог принимал непосредственное участие в играх малышей. Если дети играют, то предложение построить что-либо не должно отвлекать их от игры, поэтому лучше посоветовать построить именно то, что необходимо для их игры.

Детям, которые научились хорошо строить какой-нибудь предмет и не находят новой темы, следует предложить построить какой-либо другой предмет, близкий по конструкции к первому : «Хороший ты, Ваня, стул сделал для куколки, а теперь сделай ей кроватку (или диван)». Так педагог побуждает ребенка к использованию приобретенных умений в новых постройках.

Руководя играми детей, педагог ставит новые несложные задачи: построить домик матрешке или кроватку кукле, с которыми они играют. Чтобы сделать игры более содержательными и интересными, иногда можно предлагать отдельным детям новую тему стройки в пределах тех умений, которыми они владеют.

Систематическое руководство педагога игрой необходимо и в старшей, и в подготовительной к школе группах.

Иногда педагог может принимать активное участие в строительных играх детей этого возраста. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить ее содержания, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Советом, наводящим вопросом педагог напоминает, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, более точно воспроизвести увиденное, правильно распределить обязанности.

Иногда у детей бывает потребность поиграть в одиночку. В ин-дивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что ребенок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою индивидуальность.

Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других ребят, которые наблюдают за работой. Они отгадывают, что строится, что будет строящий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры со строительным материалом не мешают развитию коллективных игр, напротив, они дополняют друг друга. Часто дети, увлекающиеся индивидуальной стройкой, одновременно любят участвовать и в коллективных постройках.

Задача педагога заключается в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на основе активного участия каждого ребенка в создании и осуществлении строительного замысла; не допускать такой совместной работы, когда одни строят, а другие лишь помогают.

Сочетание обучения конструированию на занятиях и целенаправленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструированию.

дства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе.

Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности Конструирование – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация.

Методы и приемы работы по обучению дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы и фольклора «Методы и приемы работы, используемые для обучения дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы и фольклора» Младший.

Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике» Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Методы и приемы работы с агрессивными детьми Методы и приемы работы с агрессивными детьми Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества.

Методы и приемы работы с агрессивными детьми Детская агрессия возникает в результате разнообразных причин и зависимости от них проявляется по разному. Разобраться в источниках и видах.

Нетрадиционные методы и приемы ИЗО деятельности Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми, традиционными,.

Традиционные и нетрадиционные методы и приемы для развития мелкой моторикиТрадиционные и нетрадиционные методы и приемы для развития мелкой моторики известно, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. таким образом,.

«ЗОЖ — нетрадиционные методы и приемы». Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебная веревочка» Программное содержание 1. Продолжать добиваться развития у детей гибкости, координации движений, чувства равновесия при ходьбе по шнуру.

Восприятие художественной литературы: основные методы и приемы работы Наиболее распространенными методами работы с художественной литературой являются словесные методы, такие как: Чтение произведения детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности
Опубликовано: 3 сентября 2016 в 18:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Нагорнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД