Кристина Нагорнова
Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.
Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: наблюдение и обследование натурального объекта; показ и анализ образца; объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки ; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера ; анализ и оценка процесса работы; анализ и оценка детских работ, качества готовой продукции.
Публикация «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности» размещена в разделах
В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.
Наблюдение натурального объекта
В процессе наблюдения и обследования предмета до занятия дети получают представление о его назначении в жизни, а также о зако-номерной связи между формой предмета, его размерами (или размерами его частей) и назначением в жизни. Так, мост через судоходную реку, предназначенный для железнодорожного транспорта, должен быть высоким и широким, чтобы под ним могло пройти судно. Если же мост переброшен через узкую речку для пешеходов, ему достаточно быть узким и низким. Такое целенаправленное знакомство старших дошкольников с объектом делает их практическую деятельность более осмысленной.
При наблюдении педагог подчеркивает связь между назначением предмета и его оформлением. Украшает предмет, прежде всего, его гармоничная форма. Архитектор старается придать такую форму сооружениям или их частям, чтобы они гармонировали с ландшафтом, привлекали к себе внимание, доставляли людям радость.
В целенаправленных и организованных наблюдениях нуждаются дети всех возрастных групп, разница лишь в глубине процесса и в отборе объектов для наблюдения.
Показ и анализ образца
Показ и анализ образца, выполнение педагогом всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы.
Пояснения, вопросы педагога используются наряду с наглядными методами. Детей учат наблюдать предметы по определенному плану. Воспитатель продумывает вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности. Так, малышам воспитатель помогает сначала выделить один-два существенных признака (у домика стены и крыша).
Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обсле-дования предметов, научить их выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:
1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.).
2. Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины.
3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).
4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т. п.).
5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.).
Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.
Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; При организации занятий конструированием из бумаги и других материалов, учитывая сложность этой деятельности, педагог использует в основном показ образцов, подробное объяснение. Но и на этих занятиях необходимо активизировать мышление детей, внося в обучение элементы проблемности. Дети могут сами на основе анализа готовой игрушки обнаружить знакомый способ изготовления и использовать его в работе, могут догадаться, как приклеить детали к основной части поделки, как расположить аппликацию на игрушке и т. п.
С целью закрепления у детей знаний и формирования умений самостоятельно и творчески их использовать педагог организует занятия по замыслу, по теме. При этом важно научить детей создавать замыслы поделок, планировать свою деятельность. Для этого педагог предлагает детям вначале рассказать, что, как и из какого материала они будут делать, и тем самым помогает наметить план предстоящей работы.
У детей старшего дошкольного возраста имеется достаточно большой круг представлений и сведений о предметах и явлениях, приобретенных стихийно или на занятиях. Важно их систематизировать, дать детям обобщенный способ анализа конструируемых объектов.
Постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера;
После накопления детьми определенных конструктивных умений педагог может использовать такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей, их творчества. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. С этой целью педагог организует конструирование по условиям. Например, перед старшими дошкольниками ставит задачу построить мост через речку для пешеходов, автомашин и предоставляет детям возможность найти самостоятельно способы стройки, определить, из каких деталей ее создавать.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предлагать конструктивные задачи по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции, например, построить тот же домик, но с дверями или построить кроватку известным способом, но выполнить ее так, чтобы она была соразмерна определенной игрушке.
Анализ и оценка процесса работы; качества готовой продукции.
К методам обучения детей конструированию следует отнести также анализ и оценку процесса работы и качества готовой продукции. Во время анализа целесообразно сначала обращать внимание на то, какими способами пользовались дети при создании игрушки, постройки, понимали ли, чему учились на занятии и научились ли новому, удачно ли применили способы работы. При оценке результатов коллективной работы следует учитывать не только качество коллективной продукции, но главным образом насколько дети придерживались правил совместного труда, все ли выполнили то, о чем договаривались, и выполнили ли именно ту часть работы, которая была определена каждому; поощрять при этом проявление уважения к работе товарищей, стремление помочь, научить тому, что умеет сам, а также удачное проявление инициативы в придумывании оригинальной конструкции.
При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить детей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и использует различные приемы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осоз-навать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товарищей. Ошибки, до-пущенные при выполнении задания, не следует оставлять без внимания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребенку осознать ее и тут же посоветовать, как исправить. Но лучше, если ошибки будут предупреждать и исправлять в процессе выполнения работы сами дети.
Применение того или иного метода или приема зависит от опыта детей, от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.
Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх и т. д.).
Педагог может напомнить детям, что они строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и игрушками, либо повторить ту или другую постройку и посоветовать детям сделать такую же. Очень важно, чтобы педагог принимал непосредственное участие в играх малышей. Если дети играют, то предложение построить что-либо не должно отвлекать их от игры, поэтому лучше посоветовать построить именно то, что необходимо для их игры.
Руководя играми детей, педагог ставит новые несложные задачи: построить домик матрешке или кроватку кукле, с которыми они играют. Чтобы сделать игры более содержательными и интересными, иногда можно предлагать отдельным детям новую тему стройки в пределах тех умений, которыми они владеют.
Систематическое руководство педагога игрой необходимо и в старшей, и в подготовительной к школе группах.
Иногда педагог может принимать активное участие в строительных играх детей этого возраста. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить ее содержания, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Советом, наводящим вопросом педагог напоминает, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, более точно воспроизвести увиденное, правильно распределить обязанности.
Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других ребят, которые наблюдают за работой. Они отгадывают, что строится, что будет строящий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять.
Задача педагога заключается в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на основе активного участия каждого ребенка в создании и осуществлении строительного замысла; не допускать такой совместной работы, когда одни строят, а другие лишь помогают.
Сочетание обучения конструированию на занятиях и целена-правленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструированию.
Список литературы:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., 1976.
3. Давидчук А. Н. Формирование конструктивного замысла//Дошкольное воспитание – 1969. - №4.
4. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М. : Просвещение, 1990.
5. Лиштван З. В. Конструирование / Спец. ред. Л. А. Парамонова. – М. : Просвещение, 1981.
6. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Запорожца. – М., 1948.
7. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.
8. Парамонова, Л., Урадовенных, Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание. -1985. - № 7.