Марина Скородумова
Методика коррекционной работы при моторной алалии Т. В. Пятницы и Т. В. Башинской
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Предлагаемая методика базируется на наблюдении и изучении речевых и двигательных особенностей детей, страдающих моторной алалией. Может использоваться не только специалистами – логопедами, но и родителями в силу своей простоты.
Слайд 3. При исследовании речевых возможностей детей с моторной алалией, было замечено, что, стараясь повторить слово, ребенок произносит аморфные звуки, ударный гласный звук или ударный слог: «ляля» - «-а», «нога» - «-га», «молоко» - «-ко». Побуждая ребенка произнести слово или фразу правильно, получаем «сбой» последовательности звуков, слогов, слов и сильное утомление ребенка. Это говорит о том, что нервные импульсы, участвующие в построении речевой программы, слабые и непродолжительные.
Темочки:
Слайд 4. Жизнь человека подчинена ритму жизни планеты: смена времен года, частей суток. Жизнедеятельность организма подчинена ритму биения сердца и выброса нервных импульсов.
Опираясь на эти исследования, Т. В. Башинской, Т. В. Пятница была разработана методика по координации речи с движением. Применительно к детям, страдающим моторной алалией, наиболее эффективными оказались упражнения по синхронизации речи с движениями крупных суставов руки — плечевого и локтевого. Используя уже имеющиеся в литературе и разработав разнообразные виды игровых заданий, упомянутые авторы создали методику графо-моторной стимуляции речи при моторной алалии.
Основная идея предлагаемой методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линия) с моментом начала речи (голосовой реакцией).
Вся работа по формированию и развитию речи базируется на доступном для ребенка виде выражения мыслей и желаний — жесте, сопровождаемом звуком. Каждый «звук» сопровождается движением, каждое движение сопровождается «звуком».
Слайд 5. Детская психика устроена таким образом, что при эмоциональном возбуждении у ребенка повышается двигательная активность, а усиление двигательной активности вызывает у малыша чувство радости.
Ативные движения локтевого и плечевого суставов руки вызывают наиболее сильный двигательный импульс, который легко совмещается с непроизвольным резким выдохом. В атмосфере игры и веселья резкий непроизвольный выдох сопровождается непроизвольной голосовой реакцией. Совместив голосовую реакцию с резким движением, мы включаем в работу механизм управления речью.
Прочувствовав возможность свободного непроизвольного произнесения звука в момент движения (броска, дети совершенствуют свои речевые возможности, подбирают различные эмоциональные возгласы, подражая взрослому. Постепенно голосовая реакция преобразовывается в слоги и в короткие слова.
Слайд 6. Предлагаемая методика предназначена для работы с детьми, страдающими моторной алалией, имеющими I уровень речевого развития, и детьми 2,5-3-летнего возраста с задержкой речевого развития и соответствует трем основным этапам коррекционной работы.
Коррекционная работа рассчитана на индивидуальные занятия продолжительностью 20—30 минут. Для занятия выбирается по одному заданию из каждого блока. Рекомендуется использовать 6—8 видов игр, предполагающих дозированную эмоциональную и двигательную нагрузку, направленных на развитие различных психических процессов. Достаточно, чтобы ребенок понял требования и заинтересовался игрой. Повторяйте один и тот же комплекс упражнений изо дня в день, постепенно заменяя отработанные упражнения аналогичными, более сложными заданиями. Прочно усвоенные навыки переводите в разряд «любимых». Ими желательно заканчивать занятие, чтобы создать для ребенка ситуацию успеха.
Слайд 7. Коррекционную работу по данной методике можно разделить на 3 последовательных этапа.
Слайд 8. На первом этапе работы уровень требований к речи ребенка низок. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок произносил только доступные, желанные для него «слова»-звуки, не испытывая затруднений в подборе языковых средств. При речевых затруднениях взрослый предваряет высказывание ребенка (образец) стимулируя его речь, создавая постоянную ситуацию успеха.
Раздел «Звук» является основным, очень важным периодом в работе. Задача первого раздела заключается в том, чтобы ребенок полностью доверился, «почувствовал» взрослого, который с ним занимается. Основное требование: выработать умение производить действие в момент голосовой реакции и произносить звук в момент действия.
Переходя к работе над «Слогом», начинаем формировать слоговую структуру слова путем повтора одинаковых звуков и движений. Начинаем обращать внимание ребенка на необходимость четкого произнесения звуков в слоге в течение нескольких повторов.
Работая над «Словом», знакомим детей с ритмическим рисунком высказывания, рифмой, мелодикой языка. Повышаются требования к речи взрослого. Каждое высказывание произносится нараспев, утрируя интонацию; смысловые ударения и ударения в слове становятся ярче. Необходимо включить ребенка в общее со взрослым «пение». Необходимо вводить в речь ребенка новые, трудные на первый взгляд слова, так как они произносятся детьми лучше, чем знакомые, имеющие укрепившееся неправильное звуковое оформление.
Слайд 9. На втором этапе ребенок уже может выражать свои мысли в виде интонационно оформленного и полноценного по слоговому составу высказывания.
Основная задача в работе над «Фразой» состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребность в правильном звуковом оформлении собственной речи.
Отрабатывая «Связную речь», основная задача состоит в том, чтобы научить ребенка помогать себе в трудных речевых ситуациях мимикой, жестом, шагами, прыжками, хлопками и другими невербальными средствами.
Слайд 10. Третий этап предназначен для закрепления полученных навыков на более высоком речевом уровне.
Задания, в зависимости от направления деятельности, объединены в блоки:
• выражение просьбы;
• координация речи с движением;
• пальчиковая гимнастика, рисование;
• звуковая гимнастика;
• артикуляционно-мимическая и дыхательная гимнастики;
• ориентировка в пространстве и во времени;
• самостоятельная речь.
Внутри каждого блока — задания и стихотворные тексты, расположенные по мере усложнения.
Слайд 11. Если следовать авторским рекомендациям, предполагается, что к концу третьего этапа речевое развитие ребенка будет соответствовать III уровню. Далее коррекция речи ведется аналогично работе с детьми с ОНР, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Данная методика разработана специально для помощи детям с моторной алалией, посещающим специальные группы для детей с ТНР. Однако она с успехом может применяться для развития речи детей, не имеющих особенностей речевого развития, начиная с 2 лет.