Зиганшина Ольга Юрьевна
Опыт работы на тему «Игровой макет в речевом развитии дошкольников»
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование игровых макетов в речевом развитии дошкольников.
Публикация «Опыт работы на тему „Игровой макет в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Макеты - это один из любимых видов деятельности дошкольников, именно в работе с макетами максимально развиваются их способности, в том числе и речевые.
Учитывая разнообразие игр, упражнений, различных заданий воспитатель может использовать в работе макеты для речевого развития, в которых каждый ребенок сможет:
-удовлетворять свои интересы;
-реализовывать свои возможности;
-создавать игровой сюжет и реализовать его;
-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Создать такие условия помогают игры с макетами, они востребованы дошкольниками и способствуют всестороннему развитию ребёнка.
Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет, то есть тематически многозначный (условно-обобщённый) маркер игрового пространства.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
1. Макеты-модели
Макет-модель представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор, добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события.
2. Макеты-карты
- Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки).
Макет может быть :
* Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы); *Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
* Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
* Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина).
Любая разновидность макета - это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.
Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его.
Макеты учат общению, у детей развивается умение сочинять, повышается уровень любознательности и познавательного интереса.
Макетирование способствует развитию речи : при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.
Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
Все это предусматривают задачи, которые вы видите на данном слайде.
Цель:
Создание условий по развитию речи на макетной основе.
Задачи:
Развитие монологической и связной речи.
Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
Развитие общей и мелкой моторики рук.
Развитие коммуникативных навыков.
Активизация лексического словаря.
Формирование навыков сочинительства.
Формирование творческих способностей.
Воспитание доброжелательности.
Умения работать в коллективе.
Для развития связной речи я использую тематические макеты : «В деревне», «Лес», «Арктика», «Пустыня», и др.
Дети дополняют эти макеты подходящими игрушками и предметами по теме, которые находят в группе, дома, в природе.
Во время создания макета, дети манипулируют игрушками, объясняют свой выбор речевыми словосочетаниями или предложениями, куда поставить данный объект.
Детям даем игровые задания : «Создай макет улицы и придумай рассказ», «Создай макет леса и расскажи о его обитателях», «Создай макет дороги и расскажи о правилах поведения на ней».
Для развития памяти, мышления я использую наглядно-демонстрационный макет, который помогает детям с легкостью запоминать строчки стихов и их последовательность. Так как, манипулируя игрушками (предметами, переставляя их, ребенок запоминает действия в сочетании со строчками стихов.
Например: Ребенок берет игрушку, выполняет с ней действия-движения, и в это время проговаривает слова стихотворения.
«Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет…»
Для развития мелкой моторики рук я использую макетирование, которое дополняется не готовыми игрушками, а игрушками, сделанными своими руками (природный и бросовый материал, пластилин и гипс) : рыбки из камушков, зверушки из шишек, капсул, человечки из гипса и т. д.
Макетирование способствует сенсорному развитию детей : работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.
Дети с удовольствием играют с изготовленными ими игрушками, придумывают загадки, сочиняют сценки-миниатюры. Декорируют по своему вкусу макет.
Для развития коммуникативных навыков я использую подиумные макеты и настольные макеты, где дети учатся общению друг с другом и взрослыми. «Театр», «Дорога», «Магазин», «Детский сад», «Школа».
Проговариваем жизненные ситуации. Дети учатся находить выходы и решения из этих ситуаций. Так же обучаются манерам поведения в общественных местах (театре, транспорте). Ребята придумывают свои маленькие сценки к макету «Театр», обыгрывают знакомые сказки, сочиняют другое ее окончание, либо меняют сюжет сказки.
Изготовление макета «Детский сад» сопровождается заданием: Проговори действия персонажа, используя предлоги (скатывается с горки, спрятался в домике, пролез под дугами)
Требования к макетам :
*они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
*удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;
*должны быть эстетически оформлены;
*безопасный
Работая в этом направлении, я обобщаю свой опыт работы на семинарах, педсоветах, участвую в конкурсах, провожу мастер-классы…
Вывод: Работа по развитию речи с применением игровых макетов делает коррекционный воспитательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.