Кадрия Ишкильдина
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности своей стране
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности своей стране
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Обучающий семинар по теме методической площадки
«Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности своей семье, стране, коллективу сверстников, готовности к совместной деятельности со сверстниками».
Тема выступления
«Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности своей стране» (02.2019)
Подготовил воспитатель
первой квалификационной категории
Публикация «Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности своей стране» размещена в разделах
Ишкильдина Кадрия Равиловна.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6)
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности: «…формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых…»
«Познавательное развитие предполагает… формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Актуальность Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.
Основные задачи
патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, поселку) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- тематические занятия о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком — членом семейного сообщества.
Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья, члены семьи, их взаимосвязь, историю своей семьи, связь времен, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями:
-анкетирование; консультации (информация) для родителей;
-родительские собрания;
-беседы за круглым столом;
-наглядная информация; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.
Малая Родина
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Вторая младшая группа
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка, в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Средняя группа
Рассказывать о самых красивых местах
родного города (поселка,
его достопримечательностях.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки,
летчики).
Старшая группа
Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека,
музей и др., их атрибутами, значением в жизни общества, связанными
с ними профессиями, правилами поведения.
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям
о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый
год и т. д.). Формировать представления о том, что Российская Федерация
(Россия) — огромная, многонациональная страна.
Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов
из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины,
репродукции, альбомы с военной тематикой.
Подготовительная группа
Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется вовремя праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная,
многонациональная страна. Расширять представления о Москве — главном
городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках.
Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Углублять
знания о Российской армии.
Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира, месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.
Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира, игру и продуктивные виды деятельности.
Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Расширять представления о своей принадлежности к человеческому
сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка, об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как
достижении человечества.
Права ребенка
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Начинать работу целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие, владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.
Примерный перечень мероприятий проводимых в нашем МАДОУ:
Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.. Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.
Народные праздники
В ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы. В представлении принимают участие Зима, Весна, Баба-Яга, скоморохи. Родители принимают участие в конкурсах.
Спортивные игры
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.
Занятия по изучению государственной символики
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.