Елена Моглоева
Нестандартное оборудование для занятий по физическому воспитанию из бросового материала своими руками (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, подставляю опыт работы по теме :
«Нестандартное оборудование для занятий по физическому воспитанию из бросового материала своими руками».
Актуальность:
Публикация «Нестандартное оборудование для занятий по физическому воспитанию из бросового материала своими руками (из опыта работы)» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Поделки из бросового материала
- Темочки
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение предлагает качественные образовательные услуги. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества. Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда нашего спортивного зала содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство спортивного зала оснащено в соответствии с требованиями образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении и создано таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Все оборудование спортивного зала безопасное, эстетически привлекательное, здоровьесберегающее, развивающее, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности. Так же оборудование зала соответствует возрасту и росту детей.
Спортивно – игровые пособия, а также спортивный инвентарь периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей. В зависимости от времени года или проектной деятельности детского учреждения в спортивном зале меняются наглядные и дидактические пособия, а также игровой материал.
Моя задача, как инструктора по физической культуре - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, эстетическим и другим требованиям, которые соответствуют всем санитарно-гигиеническим нормам.
И так как я человек творческий то предлагаю вашему вниманию оборудование, сделанное своими руками для пополнения предметно – развивающей среды. На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные мною, но в работе они незаменимые помощники. Интерес к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции и это тонизирует организм в целом. Изготовления таких пособий не требует больших затрат. В основном был использован разнообразный бросовый материал : все то, что наверняка найдется в любом доме из разряда ненужных вещей. На это уходит минимум затрат и времени! А в результате получаются очень яркие привлекающие к себе внимание пособия. Они помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание.
Создавая нестандартное оборудование, необходимо помнить, что оно, должно быть: безопасным, максимально эффективным, удобным к применению, компактным универсальным, технологичным, эстетичным и простым в применении.
Мягкие гимнастические палки.
Сшитые из мебельной ткани и набитые синтепоном. Это необычное пособие сразу понравилось детям. С этим нестандартным оборудованием можно заниматься в любых условиях, как в спортзале, так и дома. Упражнения с мягкими гимнастическими палками развивают гибкость, координационные способности, равновесие, ловкость и тд. Используются во время занятий для разминки, общеразвивающих упражнениях, а также для профилактики плоскостопия. Дети самостоятельно строят из них дорожи, ручейки. Учатся перешагивать, перепрыгивать. Используем в подвижных играх, например «Лошадки», или упражнения со стихами.
«Дай, Катюша, ручку мне-
И топай, топай ножками,
В лес пойдем мы за цветами
Стежками-дорожками.
Так пойдем мы до конца,
Повернем обратно.
Станут ножки сильными
Топай-топай ножками».
Кладем две палочки на пол, одна за другой, ребенок идет по палочке, носочки врозь, (другой вариант, идем по палочке приставными шагами).
Так как при прыжках через пластмассовую палку ребенок может наступить и упасть, сшитые мною палки намного безопаснее. Поэтому при обучении некоторым основным видам движениям, конечно, теперь используются мягкие палки.
«Чудо-скакалка из пластиковых крышек»
Материал, который я использовала для создания этого пособия разноцветные пластиковые крышки от бутылок, шило, шнур, ручки от пятилитровых бутылок.
Дети обучаются прыгать через скакалку, развивают прыгучесть, ловкость, внимание, умение работать в команде. Также используем как для метания в цель, если скакалку соединить в круг. Например, такие игры как: «Попади в круг или брось так чтоб после отскока поймал другой ребенок», «Выбей мяч» и тд.
Игра «Стопы - ладошки»
Это отличная, удивительная, веселая, динамичная игра на развитие координации внимания, памяти, крупной моторики, также снимает стресс и поднимает настроение, плюс небольшая физическая нагрузка. Играем, кто быстрее и правильнее пройдет эту дорожку. В эту игру можно играть, как самостоятельно, так и командами.
Для изготовления этой игры понадобится лист бумаги А4 (18 штук, принтер, интернет, скотч.
1. Находим картинки стоп (по 5 штук каждой стопы) и ладошки (по 4 штуки каждой руки) распечатываем.
2. Выкладываем на полу по 3 картинки 6 рядов, закрепляем скотчем.
Многофункциональная игра «Классики»
Эта веселая игра очень нравится не только девочкам, но и увлекает мальчиков, развивает координацию движений, формирует умение прыгать на одной и двух ногах по цифрам. А если ее повесить на стену, то классики превращаются в мишень, которая помогает развивать глазомер, координацию и ловкость движений, равновесие. Умение целится и соразмерять свои движения с силой и направлением броска. Так же дети предлагают свои варианты. Стоило только задать им вопрос: «А как бы вы еще хотели поиграть в классики»? Вот тут уже не было отбоя от ответов, и попрыгать столько раз на месте, в какую цифру попал мячом, и попасть в квадрат определенного цвета, и пропрыгать на одной ноге, ноги скрестно и т. д. Чтобы классики были безопасны для етей, на обратной стороне приклеены круги из старых резиновых мячей.
Пособие «Веселый осьминог»
«Он морской пучины житель
Вы, друзья с ним не шутите
Сразу шесть цепких ног
Пустит в дело осьминог».
Цель создания этого пособия развитие умения сохранять равновесие на ограниченной плоскости, развитие координации, прыгучести.
Так же пособие используется для профилактики плоскостопия, перешагивание через ножки переменным, приставным шагом, на носочках, пяточках, ходьба, высоко поднимая колено и т. д., бег и прыжки вокруг осьминога. Закатывание мяча между ножками осьминога, как в домик. Использование в сюжетно–ролевых играх. Все это привлекает в основном детей младшего дошкольного возраста, но и более старшие дети не остаются в стороне, вот где у них разыгрывается фантазия.
Пособие «Волшебный массажер»
Массажер безопасен для детей, универсален, технически прост и удобен в применении, компактный, эстетичный, максимально эффективный.
Массажер оказывает позитивное влияние на развитие мышц рук и ног, снимает усталость, улучшает циркуляцию крови, успокаивает нервную систему дошкольников. Массаж проводится для повышения общего тонуса организма для укрепления иммунитета и улучшения, эмоционального состояния ребенка. Массаж можно делать, как себе, так и друг другу. Так же детям очень понравилось выполнять с массажером общеразвивающие упражнения и основные виды движений.
На слайде вы можете увидеть, что нам понадобилась для создания данного пособия.
Пособие «Парашют»
Пособие парашют – это веселые командные игры. Игры могут быть очень активными, подвижными, а могут быть тихими и спокойными. Парашют может стать облаком, радугой, каруселью, футбольным полем, малыши могут ходить по кругу, поднимать и опускать, использовать, как домик в игре. Дети старшего возраста могут играть уже в более сложные игры, которые могут придумывать сами или предложенные педагогом.
Пособие «Косички»
Особой популярностью у детей пользуются многофункциональные косички, сделанные из простых разноцветных чулков. Их можно использовать и на улице, и в помещении. Это пособие повышает интерес у детей к физкультурным занятиям и физическим упражнениям, развивает двигательную активность, ловкость движений, массаж стоп.
Используются они для выполнения общеразвивающий упражнений, основных видов движений, как атрибуты для подвижных игр, таких как «Ловишки с хвостиками», «Догони лучики» и т. д.
Пособие «Эспандер»
Эспандер детский – спортивный тренажер, предназначенный для упражнений на развитие небольших групп мышц. Главный принцип тренировки с эспандером заключается в растяжении и сжатии. Это достигается с помощью эластичных деталей тренажера в данном случае обычной резинки.
Цель создания такого тренажера стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования. Яркий, привлекательный вид, удобный в использовании. Эспандер не только позабавит малыша, но и поспособствует развитию силовых качеств, развитию мышц груди и рук
Материал для изготовления : капсулы от «Киндер яиц», резинка, пластиковое кольцо
Большое внимание на занятиях по физической культуре уделяется профилактике плоскостопия. Поэтому были созданы такие пособия, как разнообразные дорожки, которые помогают в формировании правильного свода стопы, активизируя общий тонус, систем организма ребенка, создание положительного эмоционального состояния. Дорожки целесообразно использовать в сочетании с мешочками, ребристой доской, гороховыми подушечками, что позволяет усилить здоровьесберегающий эффект.
А ходьба по коврикам с камушками и палочками вызывают у детей не поддельный восторг. Так же захватывает ребятишек игра с коробочками и платочками, дети соревнуются, кто быстрее с помощью пальчиков ног достанет из коробочки платочки. Для работы по профилактике плоскостопия я собираю втулки от кассовых чеков, игрушки от «Кинер сюрпризов» и тд. С помощью этих пособий мы играем в такие игры «Ловкие пальчики», «Часики», «Дворники» и тд.
«Вот дворники идут
Все бумажки соберут,
У них новая метла,
Не метла, а метнога.
У них новый савок,
Не савок, а савоног»
Раз, два, три –
Все бумажки собери!
Для создания такой игры, мне понадобились только смятые листы бумаги, я сама с удовольствием собираю их ногами вместе с детьми.
Дети, которые временно освобождены по состоянию здоровья от занятий по физической культуре могут поиграть в сделанные мною дидактические игры спортивной направленности:
«Проведи линии», «Зимние и летние виды спорта», «Собери картинку о спорте» и другие
Дидактическая игра «Проведи линии»
Это интересная игра, которая может увлечь не только ребенка, но и взрослого. Способствует совместному проведению времени, ее так же можно использовать в утреннее время, когда ребятишки приходят в детский сад и в вечернее, когда основная масса детей уже ушла домой.
Игра развивает зрительно-моторную координацию, межполушарные связи, мелкую моторику, способствует развитию речи, а также подготовке дошкольников к письму.
Играть можно крышками от бутылок, игрушками от киндер-сюрпризов, маленькими машинками, пальцами рук и тд.
В игре два уровня сложности:
1. Проводим линии двумя руками синхронно в одном направлении;
2. Разнонаправленное движение руками – начинаем с разных концов одновременно, следить нужно и за правой, и за левой рукой.
Педагоги нашего детского сада берут идеи по созданию нетрадиционного спортивного оборудования для пополнения уголков по физическому воспитанию в группах.
Создавая развивающую предметно - пространственную среду зала стремлюсь к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности, развитие творчества и стремлению к здоровому образу жизни.
Спасибо за внимание!