Елена Раскаткина
Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
1 слайд. Уважаемые коллеги, здравствуйте. Меня зовут Елена Николаевна Раскаткина. Я – учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 45» 2 слайд. предлагаю Вашему вниманию презентацию методической разработки раздела образовательной программы на тему «логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Публикация «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
3 слайд. На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.
По данным Р. Е. Левиной дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря.
Жукова Н. С., Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, Л. Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам.
Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи». Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с детьми коррекционную работу.
Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной, так как требует уточнения и пополнения по данной проблеме.
4 слайд. Цель работы : совершенствование работы учителя-логопеда по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР.
Задачи
раскрыть проблему формирования глагольного словаря в онтогенезе
изучить уровень сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР
разработать комплекс логопедических занятий по формированию глагольного словаря у детей изучаемой категории.
5 слайд. При 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребенка не превышает 1,5-2 тыс. слов. Характерными лексическими особенностями речи дошкольников данной категории являются: преобладание слов — названий обиходно-бытовых предметов и действий; недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выра-жающих оттенки значений или абстрактные понятия; частые замены одного названия другим, причем замены происходят, как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Общее недоразвитие речи третьего уровня, проявляется в неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный предмет. Например: названия некоторых мало знакомых действий, дети заменяют другими (вместо строгать ребенок говорит «чистить», вместо вязать – «плести»). Иногда дети прибегают к пространным объяснениям вместо того, чтобы назвать предмет или действие.
6 слайд. Жукова Н. С., Т. Б. Филичева, Л. Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам. В их работах выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.
Это неправильное употребление:
- личных окончаний глаголов;
- окончаний глаголов в прошедшем времени.
7 слайд. С целью изучения уровня сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР было обследовано 10 дошкольников 5-6 лет с ОНР-3 уровня.
8 слайд. Методика «Исследование пассивного словаря». В первом задании педагог предлагал показать на сюжетных картинках, кто что делает; во втором – показать кто как подает голос, в третьем – кто чем занимается, в четвертом – чем, что делают. При оценке ответов использовалась уровневая система:
высокий – правильное, самостоятельное выполнение
средний – больше половины самостоятельно
ниже среднего – меньше половины самостоятельно, с небольшой помощью взрослого
низкий – только с помощью взрослого
Пассивный словарь детей развит недостаточно и находится на низком уровне.
9 слайд. Методика «Исследование активного словаря». В первом задании – сказать кто, что делает; во втором – кто как голос подает; в третьем – что делают с этим предметом.
Активный словарь беден, дети не всегда правильно называют действие, заменяют его близким по значению.
10 слайд. Методика «Исследование понимания близких по значению глаголов». Предлагались сюжетные картинки с изображением действий. Нужно было назвать, кто что делает.
У большинства детей уровень понимания близких по значению глаголов невысок.
11 слайд. С учетом результатов изучения уровня сформированности глагольного словаря формируются подгруппы для логопедических занятий. Был разработан комплекс логопедических занятий, которые имеют свою цель.
12 слайд. Работа проводится по следующим направлениям и опирается на принципы:
развития динамичности восприятия
продуктивной обработки информации
развития и коррекции высших психических функций
мотивации к учению
13 слайд. Все занятия проводятся с учетом лексических тем в соответствии с перспективным планом.
14 слайд. Работа по формированию глагольного словаря проводится на основе дидактического материала:
сюжетных картинок
дидактических игр
максимально используются все виды театра
дидактические игры с правилами дорожного движения активно используются при работе над приставочными глаголами
теоретические знания применяются на практике в физкультурном зале при выполнении различных упражнений (спрыгни, подпрыгни, перепрыгни, подбеги, оббеги и т. д.)
18 слайд. Данные обследования на коней года показали эффективность работы. Низкого уровня нет ни по одной методике исследования, возрос средний уровень сформированности глагольного словаря, высокий уровень отсутствует в силу объективных причин.
21 слайд. В работе были поставлены задачи, позволяющие сделать следующие выводы:
1. Раскрыта проблема формирования глагольного словаря в онтогенезе
2. Исследован уровень сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР
3. Разработан комплекс логопедических занятий.
Перспективой является вовлечение воспитателей, специалистов д/с и родителей в процесс развития, обогащения глагольного словаря у дошкольников с ОНР.