Коваленко Ольга Николаевна
Презентация лэпбука «Зубки, мои, зубки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лэпбук» (lapbook, – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).
Лэпбук или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Кроме того, лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: он информативен; полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Публикация «Презентация лэпбука „Зубки, мои, зубки“» размещена в разделах
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Лэпбук «Зубы, стоматология»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
Создание лэпбука отражает все этапы проекта:
I этап. Целеполагание (выбор темы)
II этап. Разработка лэпбука (составление плана)
III этап. Выполнение (практическая часть)
IV этап. Продукт проекта (красочная тематическая папка)
I этап. Целеполагание (выбор темы).
Лэпбук «Зубки мои, зубки» разработан в средней группе. Из общения с родителями выяснилось, что родители часто обращаются к стоматологу по поводу больных зубов у детей. Из проведенных бесед с детьми было выяснено, что не все дети чистят зубы, неправильно пользуются зубной щеткой, неохотно полощут рот после еды, употребляют в пищу много сладостей, плохо едят блюда из овощей. Все это способствует разрушению зубов - кариесу.
Выявленные проблемы подтолкнули нас к идее создания лэпбука «Зубки мои, зубки». Один лэпбук, конечно, не решит всех проблем. Но значительно поможет, во-первых, закрепить детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, поможет овладеть элементарными умениями и навыками в правильном уходе за зубами и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
II этап. Разработка лэпбука (составление плана).
После того, как была определена тема, был составлен план лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. При разработке плана важно продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Не стоит забывать о том, что задания должны носить развивающий характер и могут быть направлены: на развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики; может проходить знакомство с терминологией; использоваться связь с жизнью, межпредметные связи и т. п. ;
Таким образом, в план лэпбука «Зубки мои, зубки» было включено следующее содержание:
1. Книжка «Какие бывают зубы?», которая познакомит ребенка с видами зубов.
2. Книжка «Советы доктора Айболита», которая познакомит ребенка с советами по уходу за зубами.
3. Игра «Что полезно и что вредно для моих зубов» направлена на знакомство с продуктами, которые полезны и вредны для зубов.
4. Алгоритм чистки зубов.
5. Секреты Зубной феи помогут закрепить правила личной гигиены.
6. Книжка «У кого сколько?» способствует развитию любознательности.
7. Загадки, стихи о зубах развивают любознательность, мышление, речетворчество.
8. Мнемостих, сказки про зубы способствуют развитию речи.
9. Раскраски по теме: способствуют развитию мелкой моторики, художественного творчества.
III этап. Составление макета.
Этот этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий.
В своём лэпбуке можно использовать простые кармашки, книжки-гармошки, книжки простые, листы, сложенные в четыре раза, папки на кнопке и т. д. (Приложение № 1).
Макет лэпбука обычно рисуют на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так легче понять, как расположить все формы и вносить корректировки.
IV этап. Выполнение лэпбука (практическая часть). Теперь дело за малым - в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.
Для этого можно использовать две уже готовые картонные папки (от наборов цветного картона). Эти папки хороши тем, что их боковые сгибы проштампованы специальным образом так, что их очень легко сгибать-разгибать. Минус этих папок в том, что часто у них одна из сторон глянцевая и на нее трудно клеить листы бумаги.
Взяв за основу две папки, можно сделать одну большую папку, которая открывается как книжка. В развернутом виде лэпбук состоит из четырех страниц, чем отличается от традиционных лэпбуков, которые выглядят как двустворчатые папки, открываемые посередине. Разработанный нами лэпбук имеет 8 страниц и открывается иначе:
Титульная страница Первый разворот
Полный разворот (1 сторона)
Полный разворот (2 сторона)
После изготовления паки можно обклеить её самоклеющейся бумагой, наклеить кармашки и вложить в них материал по теме лэпбука. Каждая страница лэпбука заполняется содержанием по теме.
Чтобы лэпбук хранился в закрытом виде и не топорщился, мы вклеили в створки ленточки для завязывания вроде тех, что применяются в советских папках. Но это не очень удобно, так как не все дети умеют завязывать бантики. Чтобы папки сами собой не раскрывались, можно надеть на них обычные канцелярские резинки. Это просто, практично и удобно для ребенка, который может посмотреть папку и снова ее закрыть без помощи взрослого.
Внесение лэпбука должно впечатлить детей. В нашу группу лэпбук
«Зубки мои, зубки» принесла Зубная фея:
- Здравствуйте, ребята!
Вы обо мне конечно же слыхали,
Но видеть не видали.
Я в гости к вам пришла.
И много интересного с собою принесла. (Фея показывает лэпбук)
Меня узнали вы?
Да, Зубная Фея - я!
Меня зовете вы тогда,
Когда ваш зубик скажет вам: «Пока»
И вы его кладете под подушку,
И просите, меня, подружку
Вам новый крепкий зубик дать!
Что вы знаете о зубах?
Затем Зубная Фея рассказывала о каждой форме, представленной в лэпбуке и предложила поиграть в игры. Содержание игр в какой-то мере знакомо детям, так как они имеют представления о правилах ухода за зубами, знают что–то о том, что полезно и вредно для зубов. Была организованна работа в группах, каждая группа играла в свою игру.
Общение с детьми по содержанию лэпбука осуществлялось в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. При рассматривании лэпбука обычно у ребенка возникает вопрос по содержанию какой-либо формы, завязывается беседа с ним. Чаще всего к такой беседе подключаются и другие дети.
В непосредственном участии воспитателя в работе с лэпбуком скоро отпала необходимость. Спустя 1-2 недели дети уже самостоятельно взаимодействовали друг с другом, делились своими знаниями, совместно играли, объединяясь по 2-3 человека, уточняя и закрепляя знания по теме.
Заключение:
Использование лэпбука помогло нам решить следующие задачи:
дети познакомились с видами зубов (различают резцы, клыки, знают, что зубы бывают молочные и постоянные);
дети закрепили правила ухода за зубами (повторные беседы с родителями показывают, что большинство детей чистят зубы 2 раза в день без напоминания) ;
у детей сформировались знания о полезных и вредных, для зубов, продуктах питания (это видно из бесед и детьми во время приема пищи);
у детей сформировалась привычка ухаживать за своими зубами (многие дети знают, что после еды рот надо полоскать) и навыки личной гигиены (дети знают, что зубная щетка должна быть индивидуальной, знают правила хранения щетки и т. д.).
Кроме того, использование лэпбука способствует :
формированию познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (самостоятельной, совместной);
обогащению развивающей образовательной среды,;
оказанию помощи ребёнку лучше понять и запомнить материал;
повторению пройденного и получению опыта;
обеспечению индивидуализации образовательного процесса (лэпбук позволяет выбрать задание под силу каждому ребенку);
организации самостоятельной деятельности детей.
Эта папка заняла достойное место в развивающей среде группы, которой дети могут пользоваться в любой момент.
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на большой объем, который имеет работа над лэпбуком (поиск материалов, оформление, распечатка, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.
Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / (С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т,Н. Доронова и др. ; науч. рук. Е. В. Соловьева). - М. : Просвещение, 2016.
3. Шукшина С. Е Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. - М. : Школьная Пресса, 2004. - 48с.
Интернет-источники:
4. https://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=240233&cf_id=24
5. https://muzbuzuluk.ucoz.com/lepbook/opyt_raboty_lehpbuk.pdf
6. https://www.psixologicheskoezerkalo.ru/lepbuk-zuby.html
7. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/19/metodicheskaya-razrabotka-lepbuk-v-rabote-s
8. https://detkids29.ru/metodicheskaya-kopilka/159-cind
9. https://doshkolnik.ru/zdorove/5002.html
10. https://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html
11. https://www.tavika.ru/2014/07/papka.html
12. https://svitmam.ua/user/nanamekahal/posts/23793
Приложение 1
Описание наполнения лэпбука «Зубки мои, зубки».
Лото «Вредный и полезный»
Задачи: формирование привычки к здоровому образу жизни, ухаживать за своими зубами.
Материалы: 2 поля, карточки вредного и полезного воздействия на зубы. Правила игры: Игроков 2. Жеребьевка: карточка веселого здорового и грустного больного мальчика перевернуты рубашкой вверх. Игроки тянут карточки. Какая карточка попалась — такое и поле. Далее правила как в обычном лото.
Методические рекомендации: Важно в первые несколько раз поиграть вместе с детьми, чтобы они не буквально воспринимали рисунки на карточках, а могли формулировать правила: не есть горячее и холодное вместе, кушать морковь и другие овощи и т. д.
Игра «Что полезно и что вредно для моих зубов»
Задачи: научить разбираться в полезных и вредных для зубов продуктах, закреплять навыки ухода за зубами.
Материалы: карточки с изображениями вредных и полезных продуктов, карточки веселого здорового и грустного больного зуба.
Правила игры: Игроков 2. Жеребьевка: карточка веселого здорового и грустного больного зуба перевернуты рубашкой вверх. Игроки тянут карточки. Какой зуб попался — такие карточки с продуктами и подбираешь для него.
Методические рекомендации: Важно в первые несколько раз поиграть вместе с детьми, чтобы они не только распределяли карточки, но и объясняли свой выбор.
Игра «Разложи по порядку»
Задачи: закрепление навыков счета в пределах 9.
Материалы: картинка с изображением зубика, разрезанная на 9 равных вертикальных полосок, на каждой полоске написано число от 1 до9.
Правила игры: перемешать полоски, можно перевернуть, надо как можно скорее собрать картинку зуба, при этом составить правильный числовой ряд.
Игра «Найди пару»
Задачи: закреплять умение сопоставлять предметы, выделяя основные признаки.
Материалы: игра состоит из вырезанных из картона "зубных щеток" и "стаканчиков" разного цвета
Правила игры: предложить ребенку разложить "зубные щетки" в "стаканчики" так, чтобы предметы были одинакового цвета.
Методические рекомендации: Перед началом игры можно поговорить с ребенком о том, зачем надо чистить зубы и что необходимо иметь, чтобы почистить зубы, как правильно хранить щетку в стаканчике и почему.
Алгоритм чистки зубов «Чистим зубки правильно»
Задачи: способствует воспитанию культурно-гигиенических навыков, закрепляет навыки личной гигиены.
Материалы: алгоритм представлен в виде книжки-гармошки.
Игра «Разложи по порядку»
Задачи: способствует воспитанию культурно-гигиенических навыков, закрепляет навыки личной гигиены.
Материалы: игра состоит из кружочков, на каждом из которых изображен отдельный этап из алгоритма чистки зубов.
Правила игры: необходимо составить алгоритм чистки зубов.
Методические рекомендации: игру необходимо проводить после знакомства с самим алгоритмом, более сильным детям предложить самостоятельно составить данный алгоритм.
Мнемостих
Задачи:формирование культурно- гигиенических навыков, развитие речи, памяти.
Материал:мнемостих представляет собой книжку-гармошку, на каждой странице которой картинка и одна строчка из стихотворения.
Текст стихотворения:
Зайчики и белочки,
Мальчики и девочки
Утром две минутки
Чистят себе зубки.
Маленькие котики
Открывают ротики
Зубки выстроились в ряд,
Щетку с пастой ждут опять!
Стихи, загадки
Задачи: развитие мышления, воображения, речи, формирование культурно-гигиенических навыков.
Материалы: блокнотик с загадками и ответами в виде, карточки со стихами практического и юмористического характера.
Подборка загадок
Перед сном и после сна
Гигиена всем нужна!
Промыв глазки, ушки, губы…
Очень важно чистить….Зубы
* * *
Хвостик- из кости.
А на спинке-щетинка. (Зубная щетка)
* * *
Всех микробов, точно плеткой,
Выгонит зубная. ЩЕТКА.
* * *
У неё с утра дела:
Чистит зубы добела. (Зубная щетка)
* * *
Разгрызешь стальные трубы,
Если часто чистишь. Зубы
* * *
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
* * *
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка)
* * *
Мои зубы все белей
Раз за разом веселей
Она чистит зубы чётко
У меня. (Зубная щётка)
* * *
Белая река
В пещеру затекла,
Чистит добела. (Зубная паста)
* * *
Худая девчонка –
Жесткая чёлка,
Днём прохлаждается.
А по утрам да вечерам
Работать принимается:
Голову покроет
Да стены помоет. (Зубная щетка)
* * *
Костяные братцы
Любят грызть, кусаться,
То язык, то губы
Покусают….(Зубы)
* * *
Белые, острые, полон их рот
В фарш превратили они бутерброд.
Чёрствым был хлеб очень грубым.
Справились с ним быстро (Зубы)
* * *
Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо,и хлеб -
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю. (Зубы)
* * *
Когда мы едим - они работают,
Когда мы не едим - они отдыхают. (Зубы)
Подборка стихов про зубы
Рано утром звери встали,
Зубки чистить побежали.
Чистят зубки мишки
Щеточкой из шишки.
Белка в рыжей шубке
Тоже чистит зубки.
Серые мышата,
Веселые ежата.
Серый волк зубастый
Чистят зубки пастой.
Чистят поросенок
И смешной лосенок.
Чтобы зубки не болели,
Как снежинки чтоб белели,
Чистить вкусной пастой
Надо зубки часто!
* * *
Перед тем, как спать ложиться,
Полагается умыться.
Щетку пастой мы намажем,
Молодцы, нам мама скажет!
* * *
Вот тюлень - ему не лень
Чистить зубы каждый день,
Крокодил зубастый
Чистит зубы пастой.
Вот зайчишка молодой,
Он полощет рот водой.
Научился и медведь
Зубы щёткою тереть.
* * *
У меня зубная щетка
Она чистит зубы четко
Раз за разом веселей
Мои зубы все белей.
* * *
Чтобы зубы не болели
И блестели как мои,
Щеткой чисти,
встав с постели
Каждый зуб минуты три!
Чистим зубы дважды в сутки,
Чистим долго: три минутки,
Щеткой чистой, не лохматой,
Пастой вкусной, ароматной.
Чистим щеткой вверх и вниз –
Ну, микробы, берегись!
Мы чистим, чистим зубы
И весело живем.
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поем:
Эй, давай не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу-вверх, сверху-вниз
Чистить зубы не ленись.
Если б зубы вдруг могли говорить,
То они б нас начали учить:
«Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши,
И снаружи, и внутри нас почеши».
* * *
Снует зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идет,
Вверх и вниз, туда-обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб как зимний снег белели
* * *
Жил бобер в норе у речки,
Умываться он любил.
Утром, делая зарядку,
На прогулку выходил.
Умывался он раненько,
Зубы чистил, уши тер.
Самым чистым и опрятным
Был в лесу лесной бобер!
* * *
Раз-два, раз-два
Чистим зубы мы с утра
Три-четыре-пять-шесть
Сколько зубок у нас есть?
раз-два, раз-два
ну а будет тридцать два!
раз-два-три-четыре
нету лучше в целом мире!
раз-два-три-четыре-пять
скоро вырастут опять!
Книжка «У кого сколько?»
Задачи: активизировать внимание детей к тому, что зубы есть не только у человека, но и у животных, расширять кругозор детей, формирование любознательности, познавательной активности, развитие речи.
Материалы: книжка в виде веселого зубика с иллюстрациями животных, рядом с каждым написано, сколько у этого животного зубов.
Методические рекомендации: Можно с детьми продолжить страницы этой книжки. Для этого каждый рисует животных и вместе с родителями узнает, сколько у него зубов. Эти страницы могут доклеиваются в книжку, или вставляются в дополнительный карман.
Раскраски и обводилки
Задачи: развитие моторики, воображения, подготовка руки к письму. Материалы: 12 карточек с заданиями на раскрашивание, обведение, соединение по точкам, по цифрам.
Сундук со сказками
Задачи: формирование культурно-гигиенических навыков, положительного отношения к чистке зубов, посещению стоматолога.
Материалы: карточки со сказками.
Подборка сказок
И. Гурина «Сказка про больные зубки», «Сказка про медвежонка», «сказка про смелый зуб», «Почему нужно чистить зубы».
Е. Орловская «Сказка про зубную феечку».
Е. Смолякова «Сказка про зубик».
З. Конюхова «Зубки-сладкоежки».
Сказки про зубки можно сочинять и вместе с детьми и предложить родителям дома сочинить сказку по теме.
Книжка-малышка «Какие бывают зубы?»
Задачи: расширение кругозора детей, формирование любознательности, расширение представлений по теме «Зубы».
Материал: книжка в виде блокнота.
Методические рекомендации: книга познакомит детей с видами зубов, для чего нужны зубы человеку.
Книжка-малышка «Советы доктора Айболита»
Задачи: расширение кругозора детей, формирование любознательности, расширение представлений по теме «Зубы».
Материал: книжка в виде блокнота.
Методические рекомендации: книга познакомит детей с рекомендациями доктора по уходу за зубами, с врагами зубов.
Советы Зубной Феи
Задачи: расширение кругозора детей, формирование любознательности, расширение представлений по теме «Зубы».
Материал: лист бумаги, сложенный в 4 раза.
Методические рекомендации: рассматривание картинки познакомит детей с правилами ухода за зубами в стихотворной форме, знакомый детям персонаж «Зубная фея»