Ирина Захарова
Презентация «Личный пример взрослых в воспитании культурного поведения»
Своё выступление хотелось начать с высказывания известных людей: «Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью.» Ф. Э. Дзержинский;
«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.» А. С. Макаренко;
«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама». Михаил Юхма историк, поэт, драматург. Слайд №2
Публикация «Презентация „Личный пример взрослых в воспитании культурного поведения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Темочки
Дошкольное детство – короткий, но важный период утверждения личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Слайд № 3
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения.
В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество. Слайд № 4
Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок? (ответы родителей)
Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
Важной задачей, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками : вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате, в игровом уголке.
Правило: «Каждой вещи – своё место». Слайд №5
Хотелось спросить у родителей: «С чего начинать воспитание культуры?» (ответы родителей)
Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.
И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Слайд №6
Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер? (ответы родителей)
Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём. Слайд № 7 Первые учителя и воспитатели в жизни ребенка – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки и правила поведения. Слайд № 8 На первом месте - личный пример родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Слайд № 9
Огромное влияние на поведение ребенка оказывает семья, друзья, детский сад, телевидение. И от нас зависит каким будет влияние на ребёнка. Слайд №10 “Культура поведения” - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Компоненты:
культурно-гигиенческие навыки
культура деятельности
культура общения
Слайд №11
Задачи воспитания культуры поведения у детей :
Формирование культуры деятельности.
Формирование культуры общения.
Формирование культуры речи.
Формирование навыков личной и общественной гигиены. Слайд № 12
Культурно- гигиенические навыки и привычки:
- самостоятельность в обслуживании
- необходимость опрятности, содержание в чистоте лица и тела
правила поведения за столом. Слайд №13
Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное — это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.
От воспитания у детей культуры и навыков личной и общественной гигиены зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Поэтому необходимо:
Самостоятельно мыть руки (с мылом) перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. ;
Насухо вытирать руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта;
Следить, чтобы все вещи содержались в чистоте;
Быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Слайд № 14
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения :
правильно сидеть во время еды;
аккуратно есть;
тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
уметь правильно накрыть на стол. Слайд № 15
Культура деятельности- это культура труда и поведения- качества, являющиеся показателем отношения человека к своему делу, людям и обществу.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него привычку содержать в порядке место, где она работает, учится, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Слайд № 16
Основы культуры деятельности закладываются в детстве. Слайд № 17, 18
- «Сделал дело гуляй смело!» Дети не оставили свои салфетки после мытья стульчиков, а довели дело до конца: постирали салфетки и повесили сушить. Затем отнесли стульчики к столам, сняли фартуки и положили на своё место. Теперь дело сделано можно играть. Слайд № 19
Важный показатель культуры деятельности– естественная тяга к интересным занятиям. Слайд № 20, 21
Культура общения – предусматривает выполнением ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть грубым только в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Хотя осознания ребенком своего поведения, своих действий – необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения. Слайд №22, 23
Какие методы родители используют для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер?
-Чтение книг с ярким примером хороших манер
-Общение с авторитетными для ребёнка людьми
-Постоянство и настойчивость в обучении
-Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье
-Влияние общества
-Круг общения. Слайд № 24
В детском саду мы так же используем и следующее:
Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой (разыгрывание детьми сценок на данную тему)
Решение проблемных ситуаций
Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми. Слайд № 25
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение
2. Упражнение
3. Воспитывающие ситуации
4. Поощрение
5. Наказание
6. Пример для подражания
7. Разнообразие словесных методов
8. Разъяснение
9. Беседа Слайд № 26
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение
Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета.
-Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
-Аккуратно складывает одежду.
-Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости.
-Зевает и высмаркивается бесшумно.
-Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
-Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
-Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
-Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы,
соответственно правилам, извиняется.
-При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
-Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д. Слайд № 27
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
-Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость- начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
-Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
-Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно в присутствии ребёнка- ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
-Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.
-Не бойтесь извиняться перед кем-то в присутствии своего ребёнка- приобретаете его уважение.
-Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! Слайд № 28
Родителям о наказаниях
-Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
-Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
-Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
-Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
-Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. ---Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
-Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
-Не кричите на детей, ведь Вам это тоже не нравиться.
-Не унижайте ребенка. Слайд № 29
Чем заменить наказания?
Терпением.
Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением.
Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему хочется.
Неторопливостью.
Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.
Наградами.
В конце концов, они более эффективны, чем наказание. Слайд № 30
Помните! Детей учит то, что их окружает:
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Своё выступление хотелось закончить строчками стихотворения:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
(Себастьян Брандт)