Ольга Я
Презентация краткосрочный проект «Роль народного фольклора в нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Публикация «Презентация краткосрочный проект „Роль народного фольклора в нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Потому–то, все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Сочувствовать – значит понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.
Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе.
Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».
ЦЕЛЬ:
Нравственно–моральные качества личности – первая ступень формирования нравственного и морального человека, которая закладывается в детстве. Поэтому главная цель педагога – создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
ЗАДАЧИ:
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина - бережное отношение к родной природе и всему живому; вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Всё начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу и взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ.
От того, что он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому система начального воспитания и образования должна предусматривать формирование у ребёнка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Одной из таких ценностей является фольклористика. Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.
Потешки, прибаутки, считалки, поговорки, песенки – небылицы, хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии связной речи детей раннего возраста необходимо включать : чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
У сороки боли
У вороны боли
А у Танечки заживи.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В интерьер группы мы включили элементы русского фольклора : пособие в игровых уголках, уголок ряжения, различные виды театров, альбомы с потешками, книги по возрасту, картотеки игр по нравственно-патриотическому воспитанию. Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Литература.
1. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С. 8-9
2. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005
3. Козлова, С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. / С. А. Козлова. – М. Школьная пресса, 2003. - 43 с.
4. Козлова, С. А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. / С. А. Козлова. – Школьная пресса, 2003. - 43 с.