Груднева Марина
Презентация Как организовать «Центр занимательной математике в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как организовать центр занимательной математики в группах ДОУ».
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний». Л. А. Венгер
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Публикация «Презентация Как организовать „Центр занимательной математике в ДОУ“» размещена в разделах
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно- пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.
Центр занимательной математики должен быть оснащен материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т. д.
Задачи “ Центра занимательной математики”:
1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности.
2. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
3. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Для детей раннего возраста
.
В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:
• Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;
• Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, и т. п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т. п.);
• Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;
• Наглядный материал по сенсорному воспитанию;
• Настольно-печатные игры;
• Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.
• Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема.
Для младшей группы.
В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;
Дидактические игры.
Подбирать предметы по цвету и величине
(большие, средние и маленькие; 2–3 цветов, собирать пирамидку из
уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последова-тельности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т. д.
Для средней группы.
Центр занимательной математики средней группы может содержать:
дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
- ориентироваться в пространстве и времени;
-сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;
- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;
Дидактические игры:
-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;
-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);
-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т. п.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т. д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей старшего дошкольного возраста.
В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:
Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны;
дидактические игры, развивающие умения:
-создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);
умение понимать отношение рядом стоящих чисел ;
умение устанавливать последовательность различных событий.
Дидактические игры:
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;
- Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
- Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
- Календарь, модель календаря.
Развивающие игры:
- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т. п.
часы-конструктор, весы;
- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича.
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:
дидактические игры, формирующие умения:
умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради и т. д.);
умение работать с планом,схемой, маршрутом;
умение «читать» простейшую графическую информацию;
умение определять время по часам;
умение анализировать форму предметов в целом и отдельных его частей;
умение называть числа в прямом и обратном порядке.
Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Дидактические игры:
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;
- игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
- модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
- Календарь, модель календаря.
Развивающие игры:
- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т. п.
часы-конструктор, весы, лупа, рулетка;
- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.
Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Заключение.
Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. «Центр» - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.