Наталья Балашова
Использование технологии инфографика в ОД по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Доклад
"Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников"
Подготовила:
Учитель-логопед-Балашова Н,А.
Через общение человек реализует себя как личность. С развитием речи связано формирование личности ребенка в целом. Развитие речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека, она обслуживает различные виды деятельности человека и продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни человека. Поэтому является одной из актуальных.
Публикация «Использование технологии инфографика в ОД по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В работе по речевому развитию детей в условиях реализации ФГОС педагогу необходимо:
• Следить за правильным произношением;
• Проводить работу по звуковому анализу слов;
• Использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения;
• Помогать ребенку изучать названия предметов и явлений, их свойства и побуждать рассказывать о них;
• Учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
• Учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения;
• Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей;
• Поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
• Организовывать диалоги между детьми и со взрослыми;
• Уделять внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции;
• Упражнять в умении планировать свою деятельность;
• Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы;
Поощрять детское словотворчество.
Каким содержанием будет наполнена работа по развитию речи, решают сами педагоги. Решаем по-разному, используем и различные формы, методы и приёмы. Пути решения, действительно, могут быть различны, главное – достижение цели. Но всё же вспомним и конкретизируем структуру основных методов:
Игровые технологии
Настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры- инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера, игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.
Наглядные методы
Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, наблюдения за животными и людьми, экскурсии и т. п., опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание предметов, игрушек, картин, слайдов, фотоизображений и рассказывание по результатам наблюдения за ними).
Словесные методы
Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающие беседы, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы
Дидактические игры, дидактические упражнения, игры-драматизации, пластические этюды, сюжетно-ролевые игры, детское словотворчество и т. п.
Синквейн
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Компьютерные игровые комплексы
Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран).
Адвент - календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности детей, в том числе и к читательской деятельности. Календарь состоит из ежедневных творческих заданий, заканчивающихся итоговым мероприятием-праздником «Как хорошо уметь читать!». Число дней календаря зависит от периода реализации темы. Дети ежедневно снимают по одному элементу, тем самым уменьшая количество дней оставшихся до мероприятия. Адвент- календарь-это эффективное средство стимулирования детей к чтению, при этом ожидание праздника проходит интересно, познавательно и насыщенно. Его использование оправдано и тем, что задания дают возможность создать ситуации, когда ребёнок будет не просто получать готовую информацию, но и объяснять, рассуждать и делать выводы, т. е. проектировать, самостоятельно делать маленькие «открытия», а эти ситуации успеха помогут формировать интерес к чтению.
Буккроссинг. Идея буккроссинга подходит для этого как нельзя лучше. Что такое буккроссинг? (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот. Его идея довольно проста –«Прочитал книгу сам – передай другому». Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения. Буктрейлер – видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам с помощью визуальных средств. Применение буктрейлера в дошкольной образовательной организации затрагивает практически все образовательные области ФГОС ДО: речевое развитие (построение связных предложений, работа над выразительностью речи, развитие монологической и диалогической речи, Развитие всех сторон устной речи, познавательного интереса детей, творческого и логического мышления, социальных навыков посредством применения технологии сторителлинг. Сторителлинг – это инновационная технология развития речи детей.
Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т. п
Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе другой вариант использования кубиков.
Использование метода «сторителлинг» в работе с детьми с ОВЗ способствует успешной адаптации их в коллективе сверстников.
5. Метод «сторителлинг» объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.
Преимущество метода «сторителлинг» – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».
Таким образом, техника «сторителлинг», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для социально-коммуникативного развития детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения и развития речи. Импровизированные рассказы всегда уникальны, неповторимы тем самым вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.
Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.
Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, а молчаливые становятся более разговорчивыми.
Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.
Сочинять истории не только увлекательно, но и очень полезно.
Технология «Волшебная лупа». При составлении описательных рассказов о каком-либо предмете или герое;
При составлении рассказов по сюжетной картине;
Для придумывания загадок;
При рассказывании историй из личного опыта.
Варианты применения технологии «Парные коммуникации» :
При обсуждении новостей на утреннем или вечернем групповом сборе;
После прочитанного произведения или рассказанной истории;
После просмотра мультфильма и. т. п.
Данная технология дает возможность развивать диалогическую речь детей, совершенствовать коммуникативные навыки. В процессе работы в парах у каждого ребенка есть возможность высказаться и быть услышанным, научиться активному слушанию, задавать вопросы, контролировать свое поведение в соответствии с правилами.
Внутри цветные вставки от папок на кнопке. Диаметр 7 см, длина ручки 8 см. Также на просторах интернета нашла черно-белые картинки, на которые ребёнок располагает цветное стекло (лупу) и произносит что получилось.
Технология «Лаборатория историй». помогает детям усвоить новые слова и понятия, обеспечивая возможность их употребления в контексте чтения книг и обсуждения с детьми. В отличие от обычных обсуждений прочитанного, когда на вопросы воспитателя отвечают только отдельные дети, технология предполагает активное обсуждение содержания книги всеми детьми –друг с другом в больших и малых группах, а также в парах. Детям предлагаются карточки с вопросами, обозначающими то, на чём ребенку следует сконцентрировать внимание во время чтения истории.
Примеры карточек: Что тебе понравилось? Что нового ты узнал?
Что может случиться потом? Чем похожи и не похожи эти две истории?
Что ты можешь представить себе? О чём тебе напомнила эта история?
Что- знал и что –думал?. Карточка показывается детям до начала чтения книги и воспитатель объясняет (или напоминает) детям, на что нужно будет обратить внимание. Воспитатель задает вопрос (тот же, что и на карточке) после чтения всей истории дети обсуждают друг сдругом свои варианты ответов. Воспитатель обобщает ответы детей.
Суть технологии сводится к тому, что дети по очереди говорят по одной фразе, предложению, а взрослый фиксирует это на бумаге с пометками имени ребенка-автора текста. Совместное участие разных детей делает сочинение сказки более увлекательным, разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. По завершении сочинения детям предлагается оформить книжку-малышку и проиллюстрировать ее. Каждая иллюстрация подписывается именем автора и текстом, им сочиненным.
Список использованных источников :
1. 1. Голицина Н. С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.
2. 2. Елжова Н. В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/ Д: Феникс, 2008 г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009
4. Журнал «Дошкольное воспитание» 11/ 2009