Людмила Ладонова
Программа «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
Программа «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Обоснование программы «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраст
Ресурсное обеспечение программы
Этапы разработки программы
Описание эффектов, достигаемых при использовании программы
Содержание работы
Публикация «Программа „Умные пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Диагностика уровня развития мелкой моторики с помощью пальчиковых игр
Тематическое планирование
План работы с родителями с целью развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Программа «Умные пальчики», нацелена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» Младший дошкольный возраст ребё нка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Выбор темы проекта не случаен. Родителей и педагогов детей дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая
часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной зрительно-двигательной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки. Можно не научить читать детей дошкольного возраста – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Целью является разработать систему упражнений, игр для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых упражнений.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр;
Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Практическая значимость заключается в следующем:
Пальчиковые упражнения способствует овладению навыками мелкой моторики;
Помогает развивать речь;
Повышает работоспособность коры головного мозга;
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Программа строится на принципах:
Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности.
На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.
Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Научно-методическое:
Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по теме проекта.
Создание дидактических и методических материалов по ходу реализации проекта;
Разработка и проведение методических консультаций по ходу реализации проекта.
Кадровое:
Создание творческой группы из высококвалифицированных педагогов для работы по реализации проекта в ДОУ.
Информационное:
Сотрудничество с родителями.
Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи, педагогическое просвещение.
Материально-техническое:
Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Создание предметно - развивающей среды в группах
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Направления Мероприятия
Повышение профессиональной компетентности Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу.
Анализ состояния работы в ДОУ по развитию мелкой моторики.
Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний по развитию мелкой моторики детей.
Разработать перспективный план.
Изучение уровня детей. Диагностическое обследование по мелкой моторике в сентябре месяце
Взаимодействие с родителями. Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.
Разработать план работы с родителями
Пополнение материально – технической базы. Распределение развивающей среды по зонам.
Подбор пальчиковых игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики.
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Работа с детьми. Работа по мелкой моторике ведется во всех воспитательно – образовательных блоках:
- в специально организованной деятельности,
- в совместной деятельности воспитателя с детьми,
- в самостоятельной деятельности детей.
Работа с родителями. Родительское собрание
Анкетирование.
Консультация
Изготовление папки – передвижки
Работа с педагогами Семинар «Развиваемся – играя
Работа с детьми Диагностическое обследование по мелкой моторике в конце учебного года.
Работа с родителями. Показ занятия с использованием упражнений по развитию мелкой моторики.
Работа с педагогами Открытое мероприятия
ОПИСАНИЕ ЭФФЕКТОВ,
ДОСТИГАЕМЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММЫ
Дети:
Дети: проявляют интерес к пальчиковой гимнастике.
Увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности.
Дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
Отзывы родителей и педагогов.
Родители:
Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми.
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
Повысится интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.
Педагоги:
Использование в НОД игр и упражнений по развитию мелкой моторики ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи, решаемые в НОД, строятся на возрастных особенностях детей, по принципу усложнения, что позволяет ребенку достичь результатов в развитии мелкой моторики рук и ручной умелости.
Разнообразие упражнений, игр охватывает то, что близко и доступно ребенку в каждом конкретном возрасте. К каждой игре или упражнению ставится соответствующая цель, подбирается материал и оборудование. Формы и методы работы с детьми определяются с одной стороны, особенностями восприятия мира с другой стороны задачами программного характера. Организация процесса всегда предполагает активное общение педагога с детьми, обязательно учитывается мнение ребенка и его готовность включится в деятельность. Учитывая психологические особенности дошкольного возраста основным видом деятельности, в рамках которого проводится НОД, является игра.
Программа «Умные пальчики» рассчитана на работу с детьми, посещающими группу. Проводится в первой половине дня, продолжительностью по 5-10 минут. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
Занятия включают в себя пальчиковые игры, самомассаж, артикуляционную гимнастику, су-джок упражнения.
Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Работа руками способствует совершенствованию мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей связана в большей степени с развитием действий рук. Одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного аппарата. Применение пальчиковой гимнастики – это и есть опосредованное тренировочное воздействие, ускоряющее и способствующее становлению навыков письма.
Большое внимание в программе «Умные пальчики» уделяется пальчиковым играм. Как писал великий педагог Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр, ребенок повторяет движения взрослых, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и ум ребенка, стимулируют развитие творческих способностей, фантазии, смекалки и речи. Методика и смысл игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, для таких игр используются небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком
Кроме пальчиковых игр в программе используются разнообразные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, зрительного восприятия и внимания. Программа поможет сформировать у детей навыки самообслуживания направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
Раздел Содержание Методика обследования
Повторение
за воспитателем движений пальчиковых игр Сжимание пальчиков в кулачок Упражнение «Сожми кулачек»
Соединение двух пальчиков в колечко Упражнение «Очки»
Сгибание пальчиков по очереди и сжатие в кулак
Упражнение
«Моя семья»»
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папа
Этот пальчик мама
Этот пальчик я
Сжимание и разгибание отдельных пальчиков Упражнение
«Гусь»
Гусь стоит и все гогочет
Ущипнуть тебя он хочет
«Мышка»
Серенькая шкурка,
Маленькие глазки,
Ушки на макушке.
Скажем мышке: "Здравствуй!".
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок с удовольствием включается в игру. Повторяет за взрослым движения. Самостоятельно может выполнить упражнение.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Проявляет интерес к игре, самостоятельно выполняет упражнение с трудом или с помощью взрослого.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Принимает участие в игре, но не может выполнить самостоятельно упражнение. С трудом выполняет при помощи взросл
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Месяц
Неделя
Упражнения
Сентябрь 1-я неделя
2-я неделя Кинезиологическое упражнение «Колечко»
Пальчиковая игра тема «Игрушки»
Су Джок упражнения «Черепаха»
3-я неделя
4-я неделя Кинезиологическое упражнения «Массаж ушных раковин»
Пальчиковая игра тема «Семья»
Су Джокупражнения «Мальчик-пальчик»
Октябрь 1-я неделя
2-я неделя Кинезиологическое упражнения «Качание головой»
Пальчиковая игра тема «Осень»
Су Джок упражнения «Мячик».
3-я неделя
4-я неделя Кинезиологическоеупражнения «Перекрестные движения»
Пальчиковая игра тема «Обувь»
Су Джок упражнения «Ёжик»
Ноябрь 1-я неделя
2-я неделя Кинезиологическое упражнения «Горизонтальная восьмерка»
Пальчиковая игра тема «Фрукты»
Су Джок упражнения «Месим тесто»
3-я неделя
4-я неделя Кинезиологическое упражнения «Качание головой»
Пальчиковая игра тема «Овощи»
Су Джокупражнения «Орех»
Декабрь 1-я неделя
2-я неделя Кинезиологическое упражнения «Поза скручивания»
Пальчиковая игра тема «Зима»
Су Джок упражнения «Иголки»
3-я неделя
4-я неделя Кинезиологическое упражнения «Кулак - ребро – ладонь»
Пальчиковая игра «Одежда»
Су Джок упражнения «Непростой шарик»
Январь 2-я неделя Кинезиологическое упражнения «Кулак - ребро – ладонь»
Пальчиковая игратема «Домашние животные»
Су Джок упражнения «Ласковый ёж»
3-я неделя
4-я неделя Кинезиологическое упражнения «Ухо – нос»
Пальчиковая игра тема «Дикие животные»
Су Джок упражнения «Ежик и мышки»
Февраль 1-я неделя
2-я неделя Кинезиологическое упражнения «Ухо – нос»
Пальчиковая игра тема «Транспорт»
Су Джок упражнения «Наш ежик»
3-я неделя
4-я неделя Кинезиологическое упражнения «Лезгинка»
Пальчиковая игра тема «Мебель»
Су Джок упражнения «Умелый еж»
Март 1-я неделя
2-я неделя Кинезиологическое упражнения «Лезгинка»
Пальчиковая игратема «Птицы»
Су Джок упражнения «Умный ежик»
3-я неделя
4-я неделя Кинезиологическоеупражнения «Зеркальное рисование»
Пальчиковая игра тема «Весна»
Су Джок упражнения «Колючка»
Апрель 1-я неделя
2-я неделя Кинезиологическое упражнения «Зеркальное рисование»
Пальчиковая игра тема «Посуда»
Су Джок упражнения «Загадочный мяч»
3-я неделя
4-я неделя Кинезиологическое упражнения «Змейка»
Пальчиковая игра тема «Части тела»
Су Джок упражнения «Непростой шарик»
Май 1-я неделя
2-я неделя Кинезиологическое упражнения «Оладушки»
Пальчиковая игра тема «Насекомые»
Су Джок упражнения «Ежик и мышки»
3-я неделя
4-я неделя Кинезиологическое упражнения «Оладушки»
Пальчиковая игра тема «Лето»
Су Джок упражнения «Колючка»
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Месяц Тема
Сентябрь Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь Семинар - практикум для родителей
«Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить»
Ноябрь Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».
Декабрь Памятка «Как играть в пальчиковые игры»
Январь Присутствие родителей на утренней гимнастике с использованием пальчиковых игр
Февраль Консультация «Развитие мелкой моторики или чем занять ребенка».
Март Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»
Апрель Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»
Май Посещение родителями НОД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упражнения, игры способствовают развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, принимают участие в совместной деятельности
Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни
Перспектива.
Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше.
Разработать систему мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы работы.
Накопить материал по данной теме.
ЛИТЕРАТУРА.
Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.
Бардышева, Т. Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких» / Т. Ю. Бардышева. – М., 2001.
Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова – М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.
Гимнастика для пальчиков / Е. М. Косинова – М. : Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2002 – 64 с. : ИЛ.