Елена Николаевна Шапорова
Консультация «Музейная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Повестка педагогического совет
«В сердце каждого человека…»
3.1 Блиц-опрос «Ваше отношение к патриотизму» Шапорова Е. Н.
3.2 Профессиональный диалог на тему «Музейная педагогика»
формы, методы работы
варианты циклограмм самостоятельной и совместной деятельности
итоги апробации программ по музейной педагогике педагоги ДОУ
3. 3 Методическая копилка:
Публикация «Консультация „Музейная педагогика“» размещена в разделах
Презентация подпроектов «Мы – наследники Победы!» («Прадедушкина медаль» - сбор архивных материалов)
Презентация рукописных книг о войне «Они сражались за Родину» педагоги ДОУ
3. 4 Подводим итоги:
смотра – конкурса «Мини – музей в группе»
ажиотажа коллекционеров
блиц-опроса детей, анкетирования родителей «Память о Великой Отечественной войне»
тематической проверки «Эффективность работы по гражданско-патриотическому воспитанию через систему дополнительного образования, исследовательскую деятельность» Все педагоги ДОУ
Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа…
Г. Н. Волков
Блиц-опрос «Ваше отношение к патриотизму»
В проекте «Национальная доктрина образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России…
Т. о, патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ.
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины (словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова)
Чувство патриотизма многогранно по содержанию:
- любовь к своей семье, жому, детскому саду, улице, городу (родным местам)
- бережное отношение к природе и всему живому
- уважение к труду
- интерес к русским традициям и промыслам
- представления о городах России
- знакомство с символикой
- чувство ответственности и гордости за достижения страны
- толерантность, уважение к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание – сложный процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается с отношения к семье, самым близким людям (это корни); с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе… Родной край… Родной город…
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Вов потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети увидели «гражданское лицо» своей семьи (Знают ли дети за что их родственники имеют медали, грамоты).
Воспитывая любовь к городу надо подвести детей к мысли о том, что их город – частица Родины.
Быть патриотом – быть интернационалистом.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать; выделить характерное для своего края ( чем славен родной край: история, традиции, памятники, люди).
Профессиональный диалог на тему «Музейная педагогика» (презентация)
формы, методы работы ( формы: тематические занятия, видеопросмотры, досуги, целевые прогулки и экскурсии, посещение музеев, создание мини-музеев в группах, в ДОУ; квест-технологии; методы – различные игры: квест - игра, игра-путешествие, дидактические игры с перфокартами; воображаемые ситуации; задания на группировку и классификацию; метод сравнения, метод вопросов; моделирования, метод проектов. ТРИЗ)
варианты циклограмм самостоятельной и совместной деятельности
итоги апробации программ по музейной педагогике
Музей – одно из средств патриотического воспитания. Это духовный наполнитель, который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой Родине, Отечеству.
Каждый музей – уникальное «учебное пособие».
С чего начинается музей? (с коллекции)
«Коллекционирование – систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный… интерес» (Большой энциклопедический словарь)
Коллекционирование – долгий, творческий процесс, требующий терпения. Коллекционирование - форма познания окружающего мира.
«Вирусом» коллекционирования поражена большая часть человечества. Заядлыми коллекционерами были Ч. Дарвин, Ч. Рузвельт, Л. Утесов и др.
Коллекционера уважают не только за объем коллекции, но и за знание темы. Простое собирательство неэффективно, т. к. этого недостаточно для ориентирования в предмете коллекционирования.
Виды коллекционирования:
нумизматика (монета)
бонистика – коллекционирование бумажных денежных знаков
филателия (почтовые марки)
филолидия (различные виды упаковки, в т. ч. фантики)
плангонология (куклы, в т. ч. статуэтки, фигурки разных животных)
барбифилия, легофилия… (коллекции игрушек, объединенных по признаку фирмы-производителя)
коноклефилия (брелоки)
Необычные объекты для коллекционирования:
прогноз погоды (папа вел Дневник погоды, я составляю сводные таблички)
«счастливые билетики»
гвозди
пакетики с сахаром (логотип заведения) и т. п.
Для дошкольников главная ценность не в уникальности экспонатов, а в том, что с ними можно играть.
Рекомендации по подбору коллекций
Схема описания экспоната (Мини-музей в детском саду» Н. Рыжова, с 231)
18 мая – Международный день музеев
Виды музеев :
• краеведческий
• художественный
• исторический
• музеи-заповедники
• музеи научные и технические
• музей народно-прикладного искусства
• музыкальные и литературные
Виды необычных музеев :
Музей Буратино -Пиноккио (Москва)
Единственный в мире Музей еды для военных (в Подмосковье)
музей философии кошки (Москва)
музей горчицы, бананов (США)
Музей запахов, пасхальных зайцев, картофеля (Мюнхен)
музей булочек, кофейных чашек, холодильников (Финляндия)
музей шпаргалок (Болгария) и т. п.
Самые, самые…
самый большой – Лувр
самый маленький – В Литве, в деревне Биетай (в дупле старого дуба диаметром 2 метра)
самый старый – Британский музей в Лондоне
Профессиональные музеи
музей стоматологии (США)
музей дошкольного воспитания (Финляндия)
музей общественного питания (Москва)
музей игрушки (Сергиев-Посад)
музей Деда Мороза (Великий Устюг)
музей Снегурочки (Кострома)
Музей одного предмета
музей часов (Ангарск)
музей копейки (Ярославль)
музей валенка (Москва, Мышкин)
музей салфеток (Россия)
музей мусора (Южная Корея) и т. п.
Музеи природы
музей воды (Киев, Москва)
музей Арктики и Антарктиды (Санкт-Петербург)
музей леса (Москва)
музей дождевого червя
Музеи тема Великая Отечественная война
Центральный музей Вов (Москва) – Зал Славы; Зал памяти (
Музей боевой техники в г. Нижний Новгород
Интерактивный музей – как современная технология в работе с дошкольниками (В 6/15, 6)
Интерактивный музей – экспозиция, где можно и нужно смотреть, трогать, думать. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Отвечает требованиям ФГОС ДО (технология развивающего взаимодействия).
Диалог с публикой
В арсенале музеев присутствуют технические средства: слайд-шоу, панорамные проекции, виртуальная реальность и мн. др.
Музейные сайты : анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые системы, игры, чаты и др.
интерактивные экскурсии, мастер-классы, викторины, концерты
музей пастилы, калача (Коломна)
этнографический музей (Солнечный)
музей на Сахалине
Программы
Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ с музейными работниками.
«Музей и дети» (краеведческий музей)
Равнение на подвиг (школьный музей)
(фотоотчет о посещении музеев)
Мини-музей в ДОУ
а) опора на опыт детей
б) краеведение
Трудности в ознакомлении детей с историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать «живые» наглядные материалы. Для этого желательно создание своих мини-музеев :
История семьи в истории Отечества
Письма с фронта – семейная реликвия
музей одной улицы (мини-исследование)
в) принцип интерактивности
С самого начала – принцип интерактивности: экспонаты можно трогать, нюхать, рассматривать, играть. Должен быть представлен материал для детского творчества, позволяющий ребенку самостоятельно изучать и закреплять выбранную тему.
Акцент: самостоятельность детей! (ФГОС ДО)
При создании мини-музеев в ДОУ ключевыми являются слова «я сам» : действую, думаю, принимаю решение (участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, становятся экскурсоводами)
Педагог должен поставить вопрос: что будет делать ребенок в данном пространстве, в чем участвовать (отсюда термин «участвующие экспозиции, какие действия совершать?
Такой музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием видеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
г) познавательно - исследовательская деятельность (мини-исследования)
Надо выбрать тему исследования, разумно ограничивая её «территориальные» и «временные» рамки (исследовать не историю города вообще, а историю улицы, на которой стоит детский сад, дом);
проводить работу по изучению и описанию музейных предметов.
ТРИЗ и мини-музей (Мини-музей в детском саду» Н. Рыжова, с21)
системный оператор
метод фокальных объектов
Домашний музей
зачитать отрывки из статьи «Педагогическое значение детского домашнего музея», опубликованной в 1866 г. в журнале «Детский сад» (Д/в4/08, 113).
Рекомендации: использовать для работы с родителями «интересные, важные и значимые для современности идеи»
Родословная
Неуважение к своим предкам есть первый признак дикости и безнравственности А. С. Пушкин
Как составить родословную
Именинный музей/ музей именинника
Музей под открытым небом
Сделать музей под открытым небом (Птичий дворик – птицы нашего региона)
3. Методическая копилка:
Письмо Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» о проведении акции «Урок Победы – Бессмертный полк». Информацию о проведенных мероприятиях разместить на сайте ДОУ.
Презентация подпроектов «Мы – наследники Победы!» («Прадедушкина медаль» - сбор архивных материалов)
Презентация рукописных книг о войне «Они сражались за Родину»