Дарья
Опыт работы «Профилактика эмоционального выгорания»
▼ Скачать
В течении последних лет проблема сохранения психического здоровья педагога в дошкольно-образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из острых проблем является психоэмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога,возникших в результате внутреннего наполнения отрицательных эмоций без соответствующей отдачи или «освобождения» от них. У педагога заметно уменьшается энтузиазм в работе, преобладает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи с особенностью профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние разные факторы. К ним можно отнести специфическую работу профессиональной деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого количества эмоциональных факторов, которые воздействую на состояние педагога и могут вызывать сильное психоэмоциональное напряжение и стресс.
Публикация «Опыт работы „Профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах
В дошкольных образовательных учреждениях необходима профилактика психоэмоционального выгорания и обширное примененние здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Мы должны помнить, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим. А педагоги, как мы знаем, находятся под сильным влиянием напряжения со стороны родителей и воспитанников. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. Как и любая профессия, связанная с общением с людьми, связана необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим, подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы, должен взаимодействовать и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное воздействие со стороны. Так же будем помнить,что профессиональный труд педагога-психолога отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную деятельность. Большое количество его рабочего времени происходит в эмоционально – напряженной обстановке: чувствительная насыщенность деятельности, постоянная высокая концентрация внимания, огромная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Однако внешнее сдерживание, и еще хуже подавление эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.