МААМ-картинки

Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования

Флора Исаева
Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) – это новый ориентир в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В связи с введением этого документа появились и проблемы по реализации определенных в нем принципов и подходов. Одним из сложных вопросов, на стадии его внедрения, стала реализация принципа интеграции образовательных областей. Потребовалось также искать способы и средства решения такой задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира (ознакомление с природой, потому что ранее мы, педагоги, основное внимание уделяли запоминанию, усвоению знаний об окружающем мире, а сейчас необходимо уделять внимание развитию мышления детей, чтобы обеспечить целостное восприятие окружающего мира.

Темочки:

Таким эффективным средством решения проблем в моей педагогической деятельности стал наглядно-практический метод обучения – моделирование (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков и др.). Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, о человеке и обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

Метод моделирования я применяю для замещения реальных предметов и объектов, схематическими изображениями, знаками, символами, буквами, цифрами.

• Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.

• Актуальность этой темы заключается в том, что она имеет большое значение в решении творческих задач, в сложных эмоционально-насыщенных ситуациях, при смене ведущего вида деятельности. По мнению Л. С. Выготского, важно у детей дошкольного возраста развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и т. д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.

• Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

• На начальном этапе были изучены теоретические основы интеграции (М. В. Лазарева, М. В. Крулехт и др., установлены группы моделей для использования в образовательном процессе.

Предметные модели

Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений: разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)

ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений — листьев, стеблей и т. д.

• Графические модели (Мнемотехника)

Передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Например, календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Моделирование я использую в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, ознакомлении детей с художественной литературой и природой

• В последующем определено содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, которое интегрируется с помощью моделей.

ИНТЕГРАЦИЯ

«Здоровье», «Физическая культура»,

«Социализация», «Труд»,

«Безопасность», «Коммуникация»,

• С помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) организую моделирование при ознакомлении детей с природой (объектами и явлениями органического и неорганического мира). Все это помогает при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок об овощах, фруктах, одежде, посуде, животных, временах года и позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов, формирует обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,

«Музыка», «Познание»

• Исходя из того, что модели многофункциональны, они используются мной в образовательном процессе, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, апробированы в непосредственно образовательной деятельности. При показе мастер- класса по темам: «Моделирование на занятии по экологии», «Семья» были использованы круги разного размера и разного цвета.

• Прошу обратить внимание на следующую модель, которая была использована на занятии по ознакомлению детей с временами года. Она помогла дошкольникам прослеживать логику изменений, происходящих с природными объектами и явлениями, выделять основные признаки времен года и объяснять те или иные их закономерности, закреплять названия времен года, месяцев и последовательность их наступления.

• Применение кругов в теме «Семья». Здесь дети сами догадались, почему круги синего и красного цвета, почему одни члены семьи обозначены большими кругами, а другие - маленькими.

В процессе занятий при использовании заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей.

• Как я уже отметила, любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов, знаков и ассоциативных рисунков. Использование ассоциативных рисунков заключается в ММЧ. Эта работа способствует пониманию детьми процесса перехода воды из одного состояния в другое. С помощью этого метода дети составляют схемы воды в жидком, твердом, газообразном состояниях.

Модели доступны воспитанникам – внесены в предметно-развивающую среду группы (в группе создан уголок моделирования). В данном уголке содержатся : условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы проведения опытов, экспериментов и др.). Всё это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию умений действовать в соответствии с ними.

Моделирование используется в работе с родителями. Результаты наблюдений в природе, дети совместно с родителями фиксируют в виде схем, моделей, а потом с помощью них рассказывают сверстникам о результатах наблюдений.

• Анализируя свою деятельность, можно сделать вывод, что интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ с помощью моделирования дает возможность устанавливать содержательные связи между разными образовательными областями : расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому («Социализация», развивать эстетические переживания, связанные с природой («Художественное творчество», решать задачи развития речи («Коммуникация») и т. д.

Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности, а также способствует развитию интегративных качеств дошкольника, что является главным результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Анализ результатов работы показал, что дети, которые научились применять метод моделирования, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.

Поиск решения проблем привел к обобщению собственного педагогического опыта и его моделированию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей как средство формирования безопасности детей младшего дошкольного возраста «Интеграция образовательных областей как средство формирования безопасности детей младшего дошкольного возраста» Главная цель работы.

Интеграция образовательных областей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем.

Интеграция образовательных областей при организации непосредственной образовательной деятельности Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. 2. Развитие.

Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки Володина Елена Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки Представляю Вашему вниманию.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО В дошкольном периоде начинается процесс социализации, ребенок начинает.

Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Познание» в реализации проекта «Лучок-здоровячок» для детей 2–3 лет Проект мы решили назвать «Лучок – Здоровячок». В раннем возрасте уместнее всего проводить педагогический проект, где главная роль отводится.

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА "БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ" Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,.

Конспект комплексного занятия (интеграция образовательных областей: физическая культура, коммуникация) «Маша и медведь» НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Начальная школа – детский сад «СОЗВЕЗДИЕ» КОНСПЕКТ комплексного занятия (интеграция.

НОД «Путешествие Автомобиля» (первая младшая группа) (интеграция 5 образовательных областей) НОД "Путешествие автомобиля" (1младшая группа) ЦЕЛЬ: Формировать элементарные представления о соблюдении правил дорожного движения и безопасного.

НОД с детьми 2 младшей группы Одуванчики на лугу. Интеграция образовательных областей в рамках реализации ФГОС в ДОУ.НОД с детьми 2 младшей группы Одуванчики на лугу. Интеграция образовательных областей в рамках реализации ФГОС в ДОУ. НОД "Одуванчики на лугу"(рисование пальчиками) во II младшей группе. Программные задачи: Формировать у детей представление об одуванчике.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 20:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Флора Исаева (УИ 6724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД