Лариса Балюева
Консультация «Гендерный подход в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Публикация «Консультация „Гендерный подход в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Соотношение понятий «Пол» и «Гендер»:
Понятие «Пол» многоуровневое, оно включает как биологические, так и социальные характеристики. «Пол» - это комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально — культурных признаков, определяющих человека как мужчину или женщину, мальчика или девочку. Биологический пол дается индивиду при рождении, в то время как социальный пол формируется прижизненно под влиянием социального фактора.
Термин «Гендер» был введен в науку с целью разграничения социальной характеристики пола. Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчины и женщины не всегда являются продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов.
Этапы полоролевого развития:
* Новорожденность. Настройка на определенный пол.
* Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием
* Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие
* Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.
* Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Это отражено в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2003г. «Об освещении гендерного вопроса в системе образования».
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Роль семьи в гендерном воспитании детей:
Мать:
- Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких).
- Действует лаской, добротой.
- Воспитывает глубокую привязанность, терпимость.
- Раскрывает красоту окружающего мира.
- Дает готовые ответы на вопросы.
- Является образцом для поведения дочери.
Отец:
- Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость.
- Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка.
- Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь.
- Способствует формированию самооценки, статусной позиции.
- Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.
Предметно-развивающая среда: Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.